Известия
13 августа 2021, 09:07
Сильное "Звено": определены сроки испытаний "самолета судного дня"
Первый полет нового российского "самолета судного дня" на базе лайнера Ил-96-400 запланирован на 2023 год
Воздушный штаб
Согласно графику работ (есть в распоряжении "Известий"), контракт на опытно-конструкторскую работу (ОКР) "Звено-3С" по созданию новых воздушных пунктов управления (ВзПУ) военное ведомство подписало с ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" в сентябре 2018 года. Сами самолеты, известные как "изделия 9631", строятся на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), которое назначено главным исполнителем. Первый полет борт должен совершить в 2023 году. Тогда же начнутся и его заводские испытания. Ожидается, что все работы займут один год. Уже в 2024-м первый "самолет судного дня" выйдет на госиспытания. В тоже время окончательное завершение разработки запланировано на 2027 год.
Головная машина переоборудуется из Ил-96-400Т (М), имеющихся на ВАСО. Такие удлиненные самолеты создавались как специализированная транспортная версия пассажирского лайнера Ил-96. В предыдущие годы они полностью прошли испытания и получили гражданский сертификат.
Компания ВАСО уже начала закупку металла и компонентов для постройки в рамках ОКР "Звено-3С" второго воздушного командного пункта (документы закупок имеются в распоряжении "Известий"). В отличие от первого образца, он будет создан на базе модернизированного Ил-96-400М новой постройки. В нем используют обновленную версию двигателей ПС-90А1 и радикально усовершенствованную кабину экипажа, которая позволит сократить количество пилотов до двух человек. Эта модификация пока не поднималась в воздух.
Дальность и продолжительность полета Ил-96 в варианте ВПУ должна значительно вырасти по сравнению с предшественником - Ил-80. Радиокомплекс нового самолета позволит передавать команды стратегическим ядерным силам в радиусе 6 тыс. км, а также использовать коммуникационные спутники.
- Задача таких "самолетов судного дня" с мощными комплексами связи - не дать обезглавить военное руководство одним ударом, - рассказал "Известиям" военный эксперт Дмитрий Болтенков. - В угрожаемый период при опасности ядерного конфликта они могут долго курсировать в воздухе с президентом, министром обороны или начальником Генштаба на борту, вместе с "ядерным чемоданчиком". В отличие от наземного штаба, такой подвижный воздушный пункт управления практически невозможно уничтожить внезапным ядерным или высокоточным ударом. Наличие его в небе будет гарантировать неминуемость российского удара возмездия. А значит, никто на атаку не решится.
Старые модели, построенные на базе Ил-86, отличались недостаточной продолжительностью полета без дозаправки. Понятно, что созданные по программе "Звено-3" машины будут обладать радикально увеличенными возможностями. В первую очередь, платформа дальнемагистрального лайнера позволит ему находиться в воздухе больше времени. Оборудуют ее и новейшими системами связи, в том числе с атомными субмаринами, находящимися в подводном положении на боевом дежурстве, заключил эксперт.
Продолжительность непрерывного полета новых машин можно будет дополнительно увеличить. В отличие от пассажирских и грузовых модификаций, на них установят штангу для дозаправки от воздушных танкеров. Это придаст самолетам возможность находиться в воздухе гораздо дольше, чем любым коммерческим лайнерам.
Ответ "звездным войнам"
Предыдущее поколение воздушных командных пунктов Ил-80 создали на основе среднемагистрального широкофюзеляжного лайнера Ил-86. Разработку этого варианта инициировали еще в СССР из-за резкого обострения отношений с США и разработки там концепции "Стратегической оборонной инициативы", известной также под прозвищем "программа звездных войн". Первый его полет состоялся в 1985 году. Всего было построено четыре машины. Конкретные их характеристики до сих пор остаются секретными.
Приняли Ил-80 на вооружение в 1992 году уже в новой стране, в реалиях экономического кризиса и разоружения. Поэтому самолеты использовались не слишком активно. Нет данных об их применении в ходе какого-либо реального конфликта.
Известно, что в варианте ВПУ полностью заменили оборудование и внутреннее наполнение пассажирского самолета, модернизировали систему электропитания, чтобы обеспечить энергией установленную сложную аппаратуру связи.
Машину максимально защитили от поражающих факторов ядерного взрыва, а размещенное на ней оборудование - от воздействия электромагнитного излучения. "Самолет судного дня" лишили большинства иллюминаторов, оснастили системой дозаправки в воздухе, дополнительным аппаратным отсеком в носовой части фюзеляжа.
Ил-80 оборудовали самой передовой на то время системой связи. В большом обтекателе на "спине" самолета установлена аппаратура спутниковой коммуникации, придающая ему очень характерный "горбатый" вид....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут