О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первым делом самолеты

В летную профессию приходят по-разному. Большинство - с детства мечтали покорять небесные просторы. А летчика первого класса, командира звена отдельной эскадрильи Александра Шальнева в авиацию привел случай

В летную профессию приходят по-разному. Большинство - с детства мечтали покорять небесные просторы. А летчика первого класса, командира звена отдельной эскадрильи Александра Шальнева в авиацию привел случай.

Позади была школа поселка Тракторостроителей, впереди - огромное желание попасть в воздушно-десантные войска. Но судьба сделала юноше особый подарок.

- На комиссии в Липецком военкомате выслушали мое пожелание служить в крылатой пехоте и вдруг предложили поступить… в Харьковское летное училище, - рассказывает Александр Сергеевич. - Что ж, решил съездить, посмотреть город. Уехал налегке, даже не надеясь, что поступлю и останусь в Харькове на четыре года.

Тяжело в ученье

В знаменитое на весь Союз Харьковское высшее военно-авиационное училище летчиков-истребителей имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца был огромный конкурс - 18 человек на место. Из полутора тысяч абитуриентов со всех союзных республик лишь 280 человек стали курсантами, а выпустилось в два раза меньше.

Слабаки уходили один за другим. Замполиты при каждом построении давили на нервы: "Кто хочет уйти, только скажите. Наказания не будет, выпишем проездные, вернетесь к своим родным, к своим девушкам". Это был жесткий психологический отбор.

- И испытания были непростые, - продолжает Александр Сергеевич. - Представьте: курсант направляет лазерный луч правой рукой, а к левой пристегивается браслет, подключенный к току. Цель курсанта - не прерываясь по синусоиде, вести луч в то время, как другая рука непроизвольно подкидывается под ударами тока.

Наставник - ас

Вскоре Шальнев освоил боевые МиГ-17 и МиГ-21. В 1976 году выпустился офицером. По направлению приехал в Читу, в штаб 23-й воздушной армии. Оттуда направили на службу в Монголию, на границу с Китаем. А спустя время Москва предложила ему выбор: полеты на Ан-12 в Чите или на Ан-30 в Братске.

- Ан-30 был мне незнаком, стало интересно и выбрал его. Через неделю я должен был прибыть в Братск. Только представьте: аэропорт, а за ним - бескрайняя тайга. У КПП стоят смешные, на первый взгляд, самолеты со стеклянными носами. Это и были Ан-30, - вспоминает летчик.

По личным обстоятельствам в Братск Александр Шальнев прибыл с опозданием. Командир части подполковник Андреев выносит приговор: "Завтра - под трибунал!". Но на следующий день меняет решение: "Учи инструкцию к Ан-30, сдашь зачет - будешь моим вторым пилотом".

- Вот это удача, - думаю. - Попасть в такой матерый экипаж! Скажу честно, я больше не видел таких асов, как Андреев. Чтобы мобилизовать инженеров, он мог в полете выключить двигатель, и самолет массой в 32 тонны начинал падать. Андреев научил меня и планировать, и сажать самолет с зашторенной кабиной, ориентируясь только по приборам, - рассказал Шальнев.

Зимняя жара Анголы

На берегу залива Тарио, что в Иркутской области, стоит стела, там второй по списку выбита и фамилия нашего героя.

- Ночью мы развозили командование, - вспоминает Александр Сергеевич. - За 55 километров до Братска у нас закончилось топливо и заглохли все двигатели. Падали в тайгу, чудом попали на водохранилище. Серьезно пострадал механик и командир роты.

Мороз - минус 40. Чтобы дожить до утра и дождаться помощи, жгли колеса, не давали друг другу уснуть. Утром их забрали. Экипаж отдали под суд военного трибунала. Вины Шальнева не признали, но от полетов отстранили. Без неба Александр Сергеевич уже не представлял своей жизни и добился того, что его дело было рассмотрено командованием. На военном совете за летчика заступился один из генералов - мол, пилот спас жизнь экипажу, увидел землю, рванул штурвал на себя. Вынесли вердикт: пусть летает. И уже через месяц Шальнева назначили командиром экипажа. Чтобы полностью реабилитироваться, он добровольно изъявил желание отправиться в "горячую точку", в Афганистан. Но командование приняло другое решение - отправить его экипаж в Африку, в Анголу.

- Так, в 1987 году я оказался за пять государств от Родины в качестве разведчика. Советский Союз и Куба тогда поддерживали африканскую Партию труда. За противостоящей ей партией Унита стояли Америка и ЮАР. Фактически в джунглях Анголы с ее богатыми природными ресурсами проходила очередная линия фронта советско-американского противостояния. Задача моего экипажа была в фотографировании стратегических вражеских баз под прикрытием кубинских истребителей. В тропиках Анголы я прослужил пять месяцев, до тех пор, когда после зимней тридцатиградусной жары начался сезон дождей.

С генералом Лебедем

А впереди его ждали новые военные будни. Александр Сергеевич вспоминает службу в Тирасполе. Край этот сначала показался раем. Тепло, персики, виноград вокруг. Но… это был 92-й год - кровавый конфликт в Приднестровье. Все началось с латинизации. Русский язык признали вражеским, русские люди, которых было почти 70 процентов, оказались в опале. Город Бендеры обратили в прах, гибли гражданские люди - молдаване, румыны, казаки, русские. Прибывший остановить кровопролитие генерал Александр Лебедь был назначен командующим 14-й воздушной армии. Он понимал, что заставить молдавскую сторону сесть за стол переговоров сложно. Противник уважает только силу. Эту силу Лебедь со стратегической виртуозностью и продемонстрировал в Молдове.

Шальневу неоднократно пришлось возить Лебедя в Москву. Одна такая поездка была приурочена к подписанию мирного договора и замораживанию конфликта. На борту - президент непризнанной республики Игорь Смирнов, начальник республиканского управления по обороне и безопасности Стефан Кицак и сам генерал Лебедь. В Москве их ждал Ельцин. На 15 метрах Шальнев развил скорость, чтобы не сбили с земли, а когда борт пролетал над Одессой, его засекли локаторы.

- Украинская сторона запрашивает: "Кто такой и почему без заявки в нашем небе?". Пока мы вели переговоры, удалось долететь до Киева. А там уже лететь запретили официально, поставили в вираж. Но и генерал Лебедь был непреклонен: "Надо лететь в Москву". Тогда нашелся единственный провокационный, но верный выход. "Я могу сказать, что вы угрожаете мне оружием: если не полечу в Москву - застрелите?" - обратился я к Лебедю. В ответ генерал подставил к моему виску дуло пистолета и повторил: "На Москву!". Теперь для Киева у меня был четкий ответ: "Между двух зол выбираю путь на Москву". Украинской стороне ничего не оставалось, как оставить нас в покое. Сбивать не стали. Приземлились в Чкаловском, Лебедь лично поблагодарил меня за выполненное задание, - вспоминает Александр Сергеевич.

А на следующий день по центральному телевидению вся страна смотрела, как в Москве президентом Молдовы Снегуром и президентом Приднестровья Смирновым в присутствии Ельцина было подписано соглашение о мирном урегулировании Приднестровского конфликта.

Воспоминаний Александра Шальнева с лихвой хватило бы на целую книгу. Сейчас героический летчик на заслуженном отдыхе. Радует свою семью игрой на гитаре и растит сад в селе Средняя Лукавка Грязинского района, где жила его мама....
Авторские права на данный материал принадлежат «Липецкая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка