О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Любовь к небу длиною в жизнь

В преддверии Дня воздушного флота России не будет лишним еще раз вспомнить имена бойцов-липчан, подвиг которых еще долгое время будет свято храниться в памяти потомков

В преддверии Дня воздушного флота России не будет лишним еще раз вспомнить имена бойцов-липчан, подвиг которых еще долгое время будет свято храниться в памяти потомков. Среди них - Герой Советского Союза, летчик-истребитель, ас Сергей Литаврин. Сегодня его имя в Липецке носят городская школа №5, переулок и улица. А на доме №2, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Родился Сергей Гаврилович 14 декабря 1921 года в селе Двуречки (ныне - Грязинский район Липецкой области). Ко времени поступления Сережи в школу семья переехала в областной центр. После окончания восьмилетки поступил в воронежский радиотехникум. Когда вернулся на родину, увлекся авиацией, стал заниматься в аэроклубе и параллельно играл в любительской студии городского драмтеатра. В 1939 году пополнил ряды Красной Армии. В 1940 окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Младший лейтенант Сергей Литаврин даже подумать не мог, что через год он станет командиром звена истребительского авиационного полка, а еще через год - командиром эскадрильи. В немыслимо тяжелых условиях неожиданной войны. Он был вынужден в кратчайшие месяцы стать асом - ради жизни и победы. Внутренний стержень молодого комсомольца позволил освоить сложнейшие воздушные техники и разные типы самолетов. Первую свою победу он одержал уже в первые дни военных действий. 26 июня 1941 года над станцией Печоры им был сбит "юнкерс". И, словно завершая список поверженных, спустя ровно три года, 26 июня 1944 года Сергей Литаврин сбивает свой последний в годы той жестокой войны вражеский самолет. На тот раз это была "хищная птица" фашистов "Фоккер-Вульф".

28 января 1943 года 22-летнему Сергею Литаврину присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда". За неизменной военной выправкой и зорким взглядом советского летчика к тому времени уже было более 300 боевых вылетов и десяток сбитых вражеских самолетов. В тылу тем временем тоже совершали подвиги. К 1944 году комсомольцы Липецкого района собрали 100 тысяч рублей на постройку боевого самолета "Липецкий комсомолец" и попросили вручить его земляку - летчику-асу Сергею Литаврину. Так в жизни и службе Героя появился истребитель-бомбардировщик ЯК-9. И вспоминаются тут строки Высоцкого: "Я - ЯК-истребитель, Мотор мой звенит, Небо - моя обитель…"

Действительно, обителью стало для Сергея небо на всю жизнь. Герой нещадно бил врага над Новой Ладогой, Слуцком, Шлиссельбургом - над многими просторами родной земли. Он научился говорить на языке неба и сливаться воедино со своим военным самолетом. Он интуитивно "спасал души" на сигнал "три точки-три тире-три точки" (международный сигнал бедствия SOS переводится дословно как "Спасите наши души!"). К победному 1945 году Сергею Гавриловичу Литаврину исполнилось всего 24 года. А в его жизни уже случились 462 боевых вылета, 90 воздушных боев и 18 сбитых самолетов противника.

После окончания войны Герой продолжил службу в ВВС, был заместителем командира полка. В 31 год окончил Военно-Воздушную академию. Служил заместителем, а затем командиром авиационной дивизии. 4 февраля 1957 года в возрасте 36 лет полковник Литаврин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Преображенском кладбище Липецка. Потомки Героя свято чтят память великого деда и прадеда, равняясь в каждой жизненной ситуации на его смелость, самоотверженность и стремление помочь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Липецкое время». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка