О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вместо людей - посылки: как грузовая авиация сменяет пассажирскую

Места людей в самолетах занимают посылки: в 2020-м миру впервые не хватило грузовых самолетов

Места людей в самолетах занимают посылки: в 2020-м миру впервые не хватило грузовых самолетов. Почему покупатели вместо привычной наземной выбирают воздушную доставку, а также что и куда везут авиалайнеры, выясняли РБК Т

Что пассажирской авиации плохо, грузовой - хорошо

Пандемия ограничила людям возможность путешествовать в другие страны, пассажиропоток иссяк. Вместо этого из страны в страну, из города в город экстренно полетели авиалайнеры, груженные медицинскими масками, перчатками, защитными костюмами, антисептиками. В них нуждались срочно, поэтому выбор способа доставки был безальтернативным. Перевозка контейнеров по морю к примеру, из Китая в Россию занимает около месяца, по воздуху - 8-9 часов.

Когда ковидные страсти чуть улеглись, оказалось, что авиадоставка - это не просто быстро, это еще и очень удобно. При закрытых для пассажиров границах расцвела онлайн-торговля, во время самоизоляции превратившись из средства выживания в развлечение. Заказав утром посылку на другом конце света, есть все шансы вечером уже получить ее. Авиадоставка добавляет 15-20% к стоимости товара, но это слабый аргумент, если покупатель не настроен ждать.

В 2020-м рынок грузовых авиаперевозок оценивался в $56,48 млрд. Ожидается, что по итогам 2021 года он вырастет на 15% и составит почти $65 млрд, а уже в 2025 году достигнет $99,67 млрд. В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) подсчитали: за первое полугодие 2021 года объем авиаперевозок вырос на 8%, что стало самым высоким показателем с 2017 года, когда отрасль показала рост на 10,2%. В России, по данным Росавиации, с начала года этот сегмент увеличился более, чем на треть (33%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Грузовые авиаперевозки идут оживленно, т.к. мировая экономика продолжает восстанавливаться после кризиса COVID-19, - говорит Вилли Уолш, генеральный директор IATA. - Поскольку в первом полугодии спрос на 8% превышает докризисный уровень, грузовые авиаперевозки являются источником выживания для многих авиакомпаний, они борются с закрытием границ, которое продолжает разрушать международный пассажирский бизнес. Важно отметить, что хорошие результаты, похоже, сохранятся".

Крупнейшие компании грузового сектора - это Cathay Pacific Cargo, FedEx, The Emirates Group, United Parcel Service и Qatar Airways. 40% мирового рынка воздушных авиаперевозок приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (Индия, Китай, Япония, Южная Корея), 26% - на Северную Америку (США, Канада), 34% на весь остальной мир.

Почему пассажирские самолеты превращаются в грузовые

Самолеты "живут" 40-50 лет. Однако в небо до сих пор поднимаются грузовые авиалайнеры, выпущенные в 1960-х. В 2019 году скандал в Канаде вызвал старый грузовой Boeing 737-200, использовавшийся в предвыборной гонке лидером либералов Джастином Трюдо. Выборы он тогда выиграл и стал премьер-министром, но перед этим долго оправдывался за загрязнение окружающей среды авиалайнером почтенного возраста, который "ел" больше на 500 литров топлива в час, чем второй самолет его предвыборной гонки - новенький Boeing 737-800.

Годность воздушных грузовиков определяется не датой выпуска, а соответствием определенным нормам эксплуатации, наличием необходимых сертификатов, прохождением технических проверок. Однако COVID-19 заставил взлететь даже запасные самолеты, которые доживали свой век.

"В любую эпоху у авиакомпаний есть небольшое количество резервных бортов, которые находятся на долгосрочном хранении, - говорит Евгений Лебедев, авиационный эксперт музея техники Вадима Задорожного. - Перед пандемией, например, был спад, и в России на земле оказалось несколько грузовых ИЛ-76, ТУ- 214. Когда грянул COVID-19, многие отечественные перевозчики расконсервировали простаивавшие самолеты, подняли их на крыло и начали активно использовать".

Раньше 50% всех авиагрузов перевозилось в трюме пассажирских самолетов. В 2020-м они почти не летали. Грузовые авиалайнеры эту нагрузку взять на себя не могли, их физически на всех не хватало. Когда средств индивидуальной защиты потребовалось много и быстро, перевозчики использовали нестандартную схему: в пассажирских самолетах снимались сидения, а их место занимали паллеты. Первой в России возить грузы в салоне начала компания S7: в апреле 2020-го из Пекина в Екатеринбург на пассажирском Airbus 220 она доставила медикаменты и средства индивидуальной защиты.

Когда люди вновь вернутся на борт, большинство современных авиалайнеров примут первозданный вид, в отличие от своих отслуживших пассажирскую службу коллег. Они не "родились" грузовыми, но когда постарели - начали перевозить посылки.

"Большое количество грузовых самолетов - это конвертированные (переделанные. - РБК Тренды) пассажирские лайнеры, которые отлетали свои 20-25 лет на пассажирских перевозках, - объясняет Евгений Лебедев. - В них устанавливается грузовой люк для специальных поддонов, которые ускоряют разгрузку/погрузку. Потому что простой самолета означает для авиакомпании очень большие потери, счет идет на десятки тысяч долларов, если задержка в аэропорту случится хотя бы на сутки".

Это проторенный путь, пандемия лишь сместила фокус: грузовыми перевозками занялись сугубо пассажирские авиакомпании. Российская S7 приобретает первые переоборудованные грузовые самолеты 737-800 у GECAS, Air Canada трансформирует свои Boeing Co 767, а арендодатель CDB Aviation вкладывается в два переделанных Airbus SE A330.

Появление грузовых перевозок или прирост их доли в портфеле авиакомпании призван компенсировать миллиардные убытки от рекордно снизившегося пассажиропотока. В 2020 году южнокорейский перевозчик Asiana Airlines переоборудовал 2 пассажирских самолета Airbus A350-900 в грузовые и отправлял их в небо 849 раз, в 2021 году модернизации подвергнутся еще 2 самолета. В авиакомпании говорят, что таким образом объем грузового сегмента вырос на 64%.

Сколько в мире авиагрузовиков российского производства?

Парк отечественных грузовых самолетов очень небольшой, потому что новые авиалайнеры, типа Sukhoi Superjet и МС-21, еще не достигли возраста, когда целесообразно переделывать их в грузовые варианты. А изначально грузовые самолеты, вроде Ту-204 и "рабочие лошадки" Ил-76, можно пересчитать по пальцам. Еще есть несколько единиц совсем ветеранов Ан-12, выпущенных аж в 1970-х годах прошлого века, но они скоро уйдут в небытие. Новые российские авиагрузовики, например, Ил-112, еще только-только проходят государственные испытания, до запуска их в серию пройдет 5-7 лет.

Знаменитому "Руслану" (Ан-124) принадлежит 21 мировой рекорд, например, это самый грузоподъемный транспортник на планете. Способен взять на борт до 120 тонн, пустой может летать на расстояние до 20 тыс. км, груженый - до 4,8 тыс. км. Разработкой и производством занимались на заводах в Киеве и Ульяновске. После распада СССР за права на Ан-124 борются Россия и Украина.

У российских грузовых самолетов есть свои достоинства и недостатки. Например, Ил-76 может спокойно перевозить до 60 тонн груза, в самолет своим ходом заедет не один автомобиль. Однако это специализированный самолет, он изначально разрабатывался для военных, поэтому не предназначен для современных гражданских контейнеров.

Что и как перевозят по воздуху

Воздушная доставка - удовольствие не из дешевых. Для сравнения: то, что морем можно доставить за $195, перевезти по воздуху обойдется уже в $1 тыс: разместить груз на корабле в 4-16 раз дешевле, чем на самолете. Доставка морем куда меньше загрязняет окружающую среду. 2-тонная партия преодолеет 5 тыс.км на корабле, оставив углеродный след 150 кг. СО2, на самолете - 6 605 кг. К тому же корабль может взять гораздо больше груза, чем тот же конвертированный Boeing, в один морской контейнер входит до 10 тыс. пивных бутылок.

Однако в ряде случаев оперативность и безопасность важнее цены и вместительности: перевозка по небу до 30 раз быстрее, чем по воде. Итак, что возят самолетами:
  • Фармацевтику и медицинские грузы. Кроме масок, перчаток и вакцин, это лекарства, медпрепараты и, например, донорские органы, невероятно капризные к условиям транспортировки. Например, сердце вне тела может жить только 4-6 часов, чем быстрее оно окажется в операционной, тем больше шанс, что орган приживется;
  • Скоропортящиеся товары: фрукты, продукты, цветы;
  • Различную технику, детали, запчасти;
  • Предметы исторической значимости (картины, скульптуры и т.д), драгметаллы,
  • украшения;
  • Военные детали и технику, части воздушных и морских судов;
  • Частные посылки.
Практически все из перечисленного сегодня можно приобрести онлайн. В 2021 году емкость рынка интернет-покупок может составить почти $5 трлн. К такому масштабному росту готовятся все крупнейшие игроки: к примеру, для доставки своих посылок интернет-платформа Amazon создает собственный воздушный флот: у испытывающих трудности авиакомпаний Delta и WestJet она купила 11 Boeing 767-300.

Владелец Amazon Джефф Безос, которого считают самым богатым человеком в мире, "использует логистику как секретное оружие".

"Amazon Air в настоящее время использует свои самолеты только для перевозки собственных грузов и еще не продала услуги третьим сторонам, - поясняет Дамиан Бретт, редактор Air Cargo News. - Хотя это уже привело к потере доходов таких компаний, как UPS и FedEx, Amazon еще не конкурирует с ними напрямую. Однако если Amazon начнет предлагать услуги авиаперевозок внешним сторонам, это может стать (для монополистов, прим. РБК Тренды) большой угрозой"....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка