Известия
25 августа 2021, 08:20
Поделиться
Мы из ЛМУРа: у армейской авиации появится новый боеприпас
Арсенал российских боевых вертолетов пополнит легкая многоцелевая управляемая ракета. Она отличается компактностью и при этом способна поражать цели на расстоянии до 20 км днем и ночью в любую погоду
Арсенал российских боевых вертолетов пополнит легкая многоцелевая управляемая ракета ("Изделие 305"). Она отличается компактностью и при этом способна поражать цели на расстоянии до 20 км днем и ночью в любую погоду. Помимо Ми-28НМ и Ка-52М Минобороны решило вооружить ими вертолеты спецназа Ми-8АМТШ-ВН. Впервые открыто продемонстрированный на "Армии-2021" боеприпас в три раза повысит их дальность поражения и позволит оставаться неуязвимыми для противника.
Далеко лечу
Как рассказали "Известиям" источники в военном ведомстве, принципиальное решение об оснащении ЛМУР новейших ударных вертолетов принято по итогам серии испытаний. Также новые ракеты получат модернизированные Ми-28Н и Ка-52, которые будут доведены до уровня Ми-28НМ и Ка-52М. Ранее они рассматривались как перспективные, но окончательного решения о закупках не было. Источники пояснили, что на момент начала разработки боеприпас не совсем соответствовал взглядам военных на систему вооружения современных вертолетов. В ходе тестирования новинка продемонстрировала высокие боевые возможности и универсальность.
Помимо ударных, ими будут вооружены и транспортно-боевые Ми-8АМТШ-ВН "Сапсан", основная задача которых - десантирование групп спецназначения и их поддержка с воздуха, добавили источники.
Информация о разработке нового изделия ранее появлялась в СМИ со ссылкой на неофициальные источники. Сообщалось в том числе и об испытании его в Сирии. Впервые новую ракету под маркировкой "Изделие 305Э" представили 23 августа на форуме "Армия-2021". Помимо внешнего облика были раскрыты и некоторые характеристики: масса 105 кг, в том числе боевой части - 25 кг. Гарантированная дальность полета, по данным производителя, составляет 14,5 км. Это вдвое больше дистанции, с которой могут применяться современные ракеты для вертолетов. В действительности дальность ЛМУРа может быть еще больше, до 20 км.
Новый боеприпас разработан коломенскими специалистами Конструкторского бюро машиностроения (входит в состав АО "НПО "Высокоточные комплексы" госкорпорации "Ростех"). Ракета оснащена тепловизионной головкой самонаведения, бесплатформенной инерциальной навигационной системой, сопряженной с ГЛОНАСС, высотомером и каналом связи с вертолетом.
С безопасного расстояния
- Это достаточно мощная высокоточная ракета большой дальности. Она может применяться по системам противовоздушной обороны, зенитным средствам, чтобы обеспечить беспроблемную работу вертолетов на поле боя, - рассказал "Известиям" военный эксперт Дмитрий Корнев. - Благодаря большому радиусу действия армейская авиация может наносить удары, не входя в зону действия огневых средств противника. ЛМУР может поразить пункты управления ПВО, после чего вертолеты могут подойти ближе и нанести удар по переднему краю обороны противника другими огневыми средствами. По сути, это "длинная рука", которая появилась у армейской авиации.
Новую ракету экипажи вертолетов смогут применять по зданиям и сооружениям, бронетанковой технике, зенитным ракетным комплексам и другим объектам противника, которые будут выявлены на дальности действия боеприпасов, добавил эксперт.
Ми-28НМ "Ночной суперохотник" и Ка-52М "Супералигатор" - новейшие разработки для российской армейской авиации. По многим узлам и компонентам эти машины сделаны унифицированными, что облегчает их эксплуатацию в парках воинских частей.
"Ночной суперохотник" - глубокая модернизация ударного вертолета Ми-28Н. Первые такие машины поступили в войска в конце прошлого года. Машина подверглась конструктивным изменениям, самым заметным из которых стала надвтулочная радиолокационная станция. Она позволяет вертолету обнаруживать цели вне пределов видимости, к примеру, спрятавшись за складками местности. Машина получила также двойное управление - пилотировать можно с любого из двух кресел. Благодаря этому ее можно использовать для обучения и тренировки летчиков. Ми-28НМ оснастили двигателями ВК-2500П российского производства. Вместе с усовершенствованными цельнокомпозитными лопастями несущего винта это увеличило крейсерскую скорость.
Модернизация Ка-52М проводится по итогам боевого применения этих машин в Сирии. В рамках этих работ вертолеты получили новую оптико-электронную систему с большей дальностью обнаружения и распознавания целей, расширенную номенклатуру боеприпасов. Особое внимание разработчики уделили улучшению защиты машины, причем благодаря использованию композитных материалов не пришлось идти на серьезное увеличение ее массы.
Транспортно-боевые Ми-8АМТШ-ВН "Сапсан" создаются с учетом пожеланий спецназа. Эти машины предназначены для скрытной доставки разведывательных групп к месту назначения, их эвакуации и огневой поддержки. В отличие от базовых транспортных машин, на "спецназовских" усилили бронирование. В них защищены не только кабина экипажа и основные технические системы, но и "пассажирское" отделение. Вертолеты оснащены обзорной оптико-электронной станцией ГОЭС-321МК с тепловизионным каналом, такой же, как на ударных Ми-35М. Кроме того, "Сапсаны" получили более мощный комплекс вооружения, одним из элементов которого должны стать новые управляемые ракеты. Помимо "Изделия 305Э", они смогут применять пулеметы, авиапушки, неуправляемые ракеты....