Военное обозрение
25 августа 2021, 08:51
Строительство аэродрома Нагурское подходит к концу
Продолжаются работы по реконструкции, расширению и совершенствованию самого северного аэродрома страны - Нагурское
Новая полоса
Авиабаза Нагурское располагается на о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа). До недавнего времени авиация должна была использовать ледовую взлетно-посадочную полоса, пригодную для эксплуатации в течение 9-10 месяцев в году. С ее помощью в течение последних лет на острове осуществлялись основные проекты.
В 2013-14 гг. Нагурское включили в план по реконструкции и восстановлению объектов военной инфраструктуры в Арктике. Согласно этим планам, в ближайшие годы на о. Земля Александры должна была появиться новая всесезонная взлетно-посадочная полоса со всей необходимой инфраструктурой. Появление такой ВПП позволило бы избавиться от характерных проблем и ограничений ледового аэродрома.
Строительные работы начались в 2016 г. и велись Спецстроем России. Тогда сообщалось, что строители на первом этапе должны отсыпать основание взлетно-посадочной полосы с расширением на концевом участке. Также были запланированы к постройке две рулежные дорожки, стоянки и другие объекты.
В апреле 2020 г. Минобороны сообщило о завершении основного этапа работ и сдаче ВПП в эксплуатацию. Полоса длиной 2,5 км позволяет принимать большинство боевых и транспортных самолетов российских ВКС. Соответственно, появляются новые возможности по развертыванию и присутствию вооруженных сил в Арктике.
К моменту официальной сдачи в эксплуатацию новый аэродром уже успел принять свои первые самолеты. Кроме того, его задействовали в учениях воздушно-десантных войск. Требуемые характеристики полосы подтвердили посадкой и взлетом тяжелых военно-транспортных Ил-76 с полезной нагрузкой.
Строительство продолжается
В новостях о сдаче аэродрома также сообщалось, что строительные работы будут продолжаться. В ближайшее время планировалось удлинить ВПП, обеспечив прием более тяжелых машин, в т.ч. дальних бомбардировщиков. Также упоминалась необходимость строительства ряда новых объектов инфраструктуры.
В августе прошлого года в зарубежной прессе появились свежие спутниковые снимки от оператора Planet Labs, показывающие текущее состояние Нагурского. К северу от существующей полосы появилась новая насыпь большой длины, на которой велось строительство дополнительного участка ВПП. Более того, строители успели уложить большую часть покрытия. Длина дополнительного участка полосы достигла 1 км.
В марте этого года в зарубежных СМИ появился новый любопытный спутниковый снимок заснеженного аэродрома. На нем было видно, что центральная часть ВПП расчищена для выполнения взлета и посадки, причем снег убрали и с недавно построенного "северного" участка.
В середине мая было объявлено, что по результатам последних работ длина ВПП на Нагурском доведена до 3,5 км. Аэродром уже может принимать самолеты тяжелых классов. При этом строительство еще не закончено, и прямо сейчас продолжается еще один его этап.
19 августа 2021 г. Planet Labs вновь смогла сфотографировать аэродром Нагурское. Эти снимки закономерно привлекли внимание и разошлись по зарубежным изданиям. На них видно, что строительство взлетно-посадочной полосы завершено; нанесена необходимая разметка. Завершив ВПП, строители переместились на площадку возле северного торца, расчищенную в прошлом году. Сейчас там строят новую стоянку большой площади, и уже уложено около половины требуемого покрытия.
Учитывая темпы строительства ВПП, можно предполагать, что "перрон" у ее северной части будет завершен в ближайшие месяцы. Также следует считать, что параллельно с этим строительством продолжается монтаж и установка различного аэродромного оборудования, незаметного при съемке со спутника. В результате этого до конца года Нагурское может приобрести окончательный вид, обеспечивающий полноценное обеспечение базирования авиации и решение поставленных задач.
Растущий потенциал
Строительство новой взлетно-посадочной полосы на о. Земля Александры осуществляется в рамках более крупной программы восстановления и усиления присутствия нашей армии в Арктике. Аэродром уже использовался в нескольких операциях и мероприятиях, и в будущем подобная его эксплуатация продолжится - с получением новых важных результатов.
В непосредственной близости от нового аэродрома находится база "Арктический трилистник". Именно вновь построенная ВПП теперь используется для снабжения и обеспечения деятельности ее гарнизона. Также аэродром принимал военно-транспортные самолеты, доставившие на остров береговой ракетный комплекс "Бастион". Несколько месяцев назад с Нагурского взлетели истребители-бомбардировщики МиГ-31К, участвовавшие в учениях "Умка". На весенних спутниковых фотографиях на стоянке был замечен самолет ДРЛОиУ А-50. Весьма вероятно, что в будущем аэродром примет технику и других типов.
Очевидно, что военные объекты на Земле Франца-Иосифа имеют большое значение для национальной безопасности. Их можно с равным успехом использовать как для защиты северных рубежей страны и Арктики в целом, так и в целях стратегического ядерного сдерживания. Развернутая инфраструктура уже позволяет решать обе такие задачи с достаточной эффективностью.
Высокая ценность Нагурского и других объектов в значительной мере обусловлена географическим положением. От Земли Александры до ближайшего континентального побережья (п-ов Ямал) более 1000 км, что позволяет вынести рубежи обнаружения и пункты базирования, а также увеличить площадь контролируемого региона.
По известным данным, сейчас на о. Земля Александры развернуты радиотехнические комплексы ПВО, контролирующие значительную часть Арктики - северные подходы к российским рубежам. Благодаря аэродрому Нагурское появляется возможность развернуть истребители и обеспечить более надежное прикрытие границ. Защита островных баз от нападения возлагается на местную ПВО и береговые ракетные комплексы.
При необходимости, Нагурское может стать аэродромом подскока для стратегических бомбардировщиков. Возможность посадки и дозаправки в 1000 км от континента существенно удалит допустимые рубежи пуска ракет и увеличит боевой радиус.
Впрочем, эксплуатация объектов на Земле Франца-Иосифа отличается особой сложностью. Суровый климат накладывает ограничения на строительство и эксплуатацию объектов, а также ухудшает условия для личного состава. Кроме того, имеются ограничения по снабжению баз и объектов. Основным способом перевозки грузов остается военно-транспортная авиация, тогда как доставка по морю затруднена.
В интересах обороны
Таким образом, всего за несколько лет на о. Земля Александры появилось сразу несколько новых объектов вооруженных сил, предназначенных для увеличения присутствия в арктическом регионе. При этом ключевой стройкой является аэродром, способный обеспечить деятельность ВКС по решению разных задач, в т.ч. в интересах других видов вооруженных сил.
Из последних данных следует, что текущие работы на аэродроме Нагурское приближаются к своему завершению, и уже до конца года он сможет приобрести окончательный вид. После этого удаленная авиабаза сможет стать постоянным или временным "домом" для самолетов и подразделений разного назначения - и серьезно усилить охрану северных рубежей страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции