О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Уже не фантастика: какой дальний бомбардировщик построят под грифом ПАК ДА

22 августа глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о разработке дал новейшего российского дальнего бомбардировщика, пока известного под грифом ПАК ДА, или Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации

22 августа глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о разработке дал новейшего российского дальнего бомбардировщика, пока известного под грифом ПАК ДА, или Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (заводское обозначение "Изделие 80"). И надо сказать, что информация, озвученная министром, весьма интересна.

По словам министра, в России приступили к так называемой агрегатной сборке новейшего бомбардировщика. В настоящий момент идет поэтапная передача проектной документации от разработчика на завод-изготовитель, а на самой производственной площадке идет сборка опытных образцов.

В российских СМИ тему с удовольствие подхватили и, как водится, немного преувеличили (хотя скорее переврали) кое-что из того, что было сказано господином Мантуровым. В частности, многие источники поспешили заявить, что новый бомбардировщик будет превосходить американский аналог B-21 "Raider". Якобы об этом сказал сам министр, хотя если внимательно почитать первоисточник, его слова звучали немного иначе - "Разумеется, мы ставим задачу создать технику, превосходящую по возможностям технику других стран". Разница между "ставим задачу" и "будет превосходить" все-таки есть, согласитесь? Хотя это можно списать на обычное желание СМИ привлечь чуть больше внимания к своим публикациям, все-таки часто уже сами журналисты превращают вполне адекватную информацию в "мультики", которые призваны скорее вдохновлять, чем информировать.

Ладно, оставим журналистов с их перегибами и вернемся к теме. Неужели российская армия действительно близка к получению новейшего дальнего бомбардировщика? Да еще и такого, который если не превзойдет, то хотя бы не уступит своему американскому аналогу по набору своих базовых характеристик? Что ж, давайте попробуем разобраться…

Прежде всего, уточним, что же будет собой представлять новая машина. Это, как понятно из названия, дальний стратегический бомбардировщик, который, по задумке разработчиков, должен прийти на смену существующим "стратегам" Ту-95МС и Ту-160. По имеющейся информации, выполнен он будет по технологии "стелс", для чего будет использована схема "летающее крыло". Самолет будет дозвуковым, скрытным, получит большую бомбовую нагрузку и дальность порядка 15 000 километров без дозаправки, что позволит ему достигать рубежа пуска ракет по сложным маршрутам, предполагающим обход зон высокой плотности средств ПВО.

Нужда в новом самолете для Дальней авиации назрела уже давно. Упоминавшиеся выше стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, хоть и способны на сегодняшний день решать поставленные перед ними задачи, все стремительнее стареют. Например, первая версия бомбардировщика Ту-95 пошла в серию в далеком 1955 году, этому "дедушке" современной стратегической авиации недавно 65 лет "стукнуло". Понятно, что за эти годы его почти непрерывно модернизировали и сейчас это совсем не та машина, что начинала свой путь в середине прошлого века. Но будем откровенны - основной на данный момент стратегический бомбардировщик российской Дальней авиации устарел уже и физически, и морально. Да, он все еще может поднять в воздух приличную партию крылатых ракет и донести ее до предполагаемого рубежа атаки. Но верно и то, что современные самолеты ДРЛО, стоящие на вооружении стран НАТО, способны заметить его на расстоянии нескольких сотен километров. После чего, увы, Ту-95 наверняка превратится в пытающий болид - возможностей уйти от современного истребителя-перехватчика у него почти никаких.

Ситуация с Ту-160 чуть лучше, но там тоже не все так просто. Это сверхзвуковой бомбардировщик, и у него есть шанс прорваться через зоны, контролируемые вражеской истребительной авиацией, но тоже немалой ценой - расход топлива на форсаже огромен, дальность полета в этом случае значительно снижается, и это может критическим образом сказаться на выполнении полетного задания. Хотя и это, наверное, не главная проблема. Хуже то, что за годы "реформ" и разворовывания всего и вся промышленность почти утратила необходимые компетенции для серийного производства данной машины. Попытки его реанимировать предприняты только в последние годы, и они, кажется, небезуспешны, но налаживание серийного производства Ту-160 в современных условиях вполне сравнимо по затратам с разработкой и производством совершенно новой машины.

Такое решение и было принято в далеком уже 2009 году. Именно тогда между Минобороны и ОКБ "Туполев" было заключено соглашение о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по теме Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации. Почти сразу было решено, что машина будет выполнена по схеме "летающее крыло" - это не позволит достичь сверхзвуковых скоростей, но зато обеспечит низкую заметность для радаров вероятного противника. Кроме того, такая схема позволяла обеспечить высокую дальность полета при достаточно большой бомбовой нагрузке. Задача преодоления вражеской ПВО решалась за счет скрытности, хотя некоторые вспомогательные средства, вроде систем радиоэлектронной борьбы нового поколения, тоже появятся на новом бомбардировщике.

Вероятно, немалую роль в выборе концепции и схемы планера нового бомбардировщика сыграл и американский опыт. На тот момент наши "партнеры" уже имели похожий по схеме и назначению стратегический стелс-бомбардировщик B-2 "Spirit", который очень неплохо себя зарекомендовал. Причем, для России, почти со всех сторон окруженной американскими военными базами, потребность в такой машине даже выше, чем для самих американцев, самолеты которых, при определенном везении, могут пролететь половину Сибири, не встретив ни одного перехватчика.

Надо отметить, что разработка нового бомбардировщика шла в спокойной обстановке и не сопровождалась обычными в таком деле "авралами", скандалами, переносами сроков и так далее. Понятно, что это лишь то, что можно увидеть снаружи, и все-таки для проекта, создаваемого практически с нуля, все пока проходит очень гладко. Его начали в 2009 году, компоновку утвердили в 2013, техническое задание на самолет Министерство обороны подписало в 2019, а сейчас, в 2021, идет уже сборка первых образцов, которые уже в следующем году могут подняться в воздух для проведения заводских испытаний. А если все будет идеально, в серию самолет может пойти уже в 2025 году.

Понятно, что такая оперативность возникла не на пустом месте: в проекте широко используются наработки по истребителю Су-57, в частности, композитные материалы, радиопоглощающие покрытия, керамика и так далее. Широко используются и современные наработки в области электроники, радиоэлектронной борьбы, систем обороны. Позаимствован, вероятно, и американский опыт - что бы там не говорили, а разведка у нас до сих пор что-то может....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка