Автор: Александр Сульдин
Опубликовано: 30.08.2021, 15:41
 

Здесь рождаются самолеты: над чем работают в СибНИА


СибНИА имени Чаплыгина отмечает юбилей. Институту авиации - 80 лет. Сейчас здесь работают сразу над несколькими направлениями развития крылатых машин.

Вторая жизнь легенды

Модернизация "народного" самолета - пожалуй, самый известный проект СибНИА имени Чапллыгина.

В Новосибирске сразу после Великой Отечественной был создан самолет-легенда - Ан-2. В 1949 году он совершил свой первый полет. Ан-2 может взлетать с небольших площадок, везти достаточно груза и пассажиров, при этом неприхотлив в эксплуатации и прощает ошибки неопытным пилотам.

Благодаря этим качествам машина стала базовой для местной авиации СССР. Ан-2 выпускали в Польше и Китае. Построено примерно 18 000 машин.

Но ничто не вечно. Ан-2 оснащен "прожорливым" поршневым двигателем. Топливо - дорогой авиабензин.

Экономическую эффективность, скорость и дальность полета можно увеличить, заменив старый мотор на турбину. В 2010 году над вариантом такой ремоторизации начали работать в новосибирском СибНИА.

Вскоре появился ТВС-2МС. Первые три буквы - "турбовинтовой самолет", цифра - два летчика, "МС" - "модернизация СибНИА". У базовой машины переделали носовую часть под установку нового двигателя. Испытания подтвердили: все характеристики самолета заметно улучшились. Но главное - керосин, на котором летает обновленная машина, в пять раз дешевле бензина.

Эти самолеты выпустили небольшой серией, сейчас они работают в северных районах России. Обновленной моделью интересовались иностранные заказчики.

Чуть позже специалисты СибНИА создали собственную разработку - аналог Ан-2 с турбовинтовым двигателем, сделанный из углепластика. В июле 2017 года самолет ТВС-2ДТС впервые поднялся в воздух.

Эта машина легче и прочнее предшественника, благодаря чему удалось разместить дополнительные топливные баки.

"Работа продолжается. Сейчас она продвигается в направлении сертификации этого самолета, чтобы он юридически мог выполнять все свои обязанности в народном хозяйстве. Есть целая линейка вариантов этого самолета: пассажирский, транспортный, химический.

Спрос на такую машину, безусловно, есть. Ан-2 создавался под нашу страну, стал "народным" самолетом. Мы выступаем в качестве разработчика этого самолета. Где он будет производиться - вопрос пока открыт. Не исключено, что и в Новосибирске.

Композитный вариант этого самолета - достаточно отдаленная перспектива. В свое время был создан только демонстратор технологий. Там еще есть что разрабатывать. Но я думаю, что в перспективе мы придем к этому самолету", - рассказал первый заместитель директора СибНИА имени С. А. Чаплыгина Владимир Драгочинский.

Летающий автомобиль из Новосибирска

Два года назад в СМИ появилась информация: в Новосибирске будут собирать диковинный летающий автомобиль.

"В Новосибирске в рамках совместного проекта ФПИ и СибНИА имени Чаплыгина сформирована проектная лаборатория перспективных летательных аппаратов. Специалистам лаборатории предстоит создать демонстратор транспортного беспилотника сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой ("летающий автомобиль")", - сообщили в пресс-службе Фонда перспективных исследований (ФПИ).

От души тогда посмеялись многие.

"Я помню это сообщение. Это была искаженная информация. Мы не занимаемся разработкой летающего автомобиля", - отмечает Владимир Драгочинский.

Но небольшая доля правды в этом все-таки была. Тогда уже работали над "Партизаном" - как раз "транспортным беспилотником сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой". То есть и с электро-, и с турбовинтовым двигателями.

Первый шаг - небольшие винты с электромоторами поставили на ТВС-2МС. За счет обдува крыла винтами машина взлетает за секунды. Моторчики работают исправно. Результат продемонстрировали на авиасалоне "МАКС-2021".

Электричество вместо керосина

В феврале этого года на летное поле аэродрома завода имени Чкалова выкатили необычную машину - Як-40 с большим винтом на носу, большой пассажирский электролет.

Ток для работы электромотора на летающей лаборатории получают от аккумуляторов и генератора, который вращается от обычной турбины. Разработка уникальна: обмотки нового двигателя охлаждают жидким азотом до 200 градусов ниже нуля, в результате получили сверхпроводимость - сопротивление току снизили кардинально. Коэффициент полезного действия мотора - почти 100%.

Из-за этого он соответствует жестким требованиям авиации: относительно мал и легок, однако развивает большую мощность.

"Надо сказать, что СибНИА не является здесь ведущей организацией. Нашими задачами было предоставить самолет, смонтировать оборудование на летающей лаборатории. Работа пока находится в самом начале.

Дальше будет продолжаться еще комплекс работ. Не исключено, что самолет с электродвигателем взлетит у нас", - говорит первый заместитель директора СибНИА имени С. А. Чаплыгина Владимир Драгочинский.

Як-40 с новым крылом

Работы по созданию самолета для местных воздушных линий и внутрирегиональных перевозок начались в 2013 году. Ранее эту нишу занимал Як-40. В СибНИА решили вести разработки на его базе - получился демонстратор технологий.

Благодаря более современным двигателям и новому крылу, удалось серьезно повысить летные качества старой машины и понизить себестоимость полетов на ней.

"В нашем институте разработано и испытано композитное крыло. Мы заменили силовую установку - вместо трех двигателей было поставлено два, более современных, экономичных и надежных. Мы подтвердили наши предположения в экспериментах. Двигаемся дальше", - отметил Владимир Драгочинский.

Исследования каждый день

Главный профиль работы СибНИА - постоянные исследования прочности самолетов. В цехах - бомбардировщики и истребители, которые состоят на вооружении ВКС России. Не пустует и аэродинамическая труба.

"Если вы ждете от меня каких-то секретов, я, естественно, вам их не раскрою. Могу только сказать, что темы есть, мы над ними работаем. В том числе и с иностранными заказчиками. И по продувкам в аэродинамической трубе, и по другим испытаниям, в частности, по испытаниям шасси самолетов, которые в Китае производятся", - резюмировал Владимир Драгочинский.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 30 августа 2021 года | Дайджест публикаций за 30 августа 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Новосибирские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости