Новосибирские новости
30 августа 2021, 15:41
Здесь рождаются самолеты: над чем работают в СибНИА
СибНИА имени Чаплыгина отмечает юбилей. Институту авиации - 80 лет. Сейчас здесь работают сразу над несколькими направлениями развития крылатых машин
Вторая жизнь легенды
Модернизация "народного" самолета - пожалуй, самый известный проект СибНИА имени Чапллыгина.
В Новосибирске сразу после Великой Отечественной был создан самолет-легенда - Ан-2. В 1949 году он совершил свой первый полет. Ан-2 может взлетать с небольших площадок, везти достаточно груза и пассажиров, при этом неприхотлив в эксплуатации и прощает ошибки неопытным пилотам.
Благодаря этим качествам машина стала базовой для местной авиации СССР. Ан-2 выпускали в Польше и Китае. Построено примерно 18 000 машин.
Но ничто не вечно. Ан-2 оснащен "прожорливым" поршневым двигателем. Топливо - дорогой авиабензин.
Экономическую эффективность, скорость и дальность полета можно увеличить, заменив старый мотор на турбину. В 2010 году над вариантом такой ремоторизации начали работать в новосибирском СибНИА.
Вскоре появился ТВС-2МС. Первые три буквы - "турбовинтовой самолет", цифра - два летчика, "МС" - "модернизация СибНИА". У базовой машины переделали носовую часть под установку нового двигателя. Испытания подтвердили: все характеристики самолета заметно улучшились. Но главное - керосин, на котором летает обновленная машина, в пять раз дешевле бензина.
Эти самолеты выпустили небольшой серией, сейчас они работают в северных районах России. Обновленной моделью интересовались иностранные заказчики.
Чуть позже специалисты СибНИА создали собственную разработку - аналог Ан-2 с турбовинтовым двигателем, сделанный из углепластика. В июле 2017 года самолет ТВС-2ДТС впервые поднялся в воздух.
Эта машина легче и прочнее предшественника, благодаря чему удалось разместить дополнительные топливные баки.
"Работа продолжается. Сейчас она продвигается в направлении сертификации этого самолета, чтобы он юридически мог выполнять все свои обязанности в народном хозяйстве. Есть целая линейка вариантов этого самолета: пассажирский, транспортный, химический.
Спрос на такую машину, безусловно, есть. Ан-2 создавался под нашу страну, стал "народным" самолетом. Мы выступаем в качестве разработчика этого самолета. Где он будет производиться - вопрос пока открыт. Не исключено, что и в Новосибирске.
Композитный вариант этого самолета - достаточно отдаленная перспектива. В свое время был создан только демонстратор технологий. Там еще есть что разрабатывать. Но я думаю, что в перспективе мы придем к этому самолету", - рассказал первый заместитель директора СибНИА имени С. А. Чаплыгина Владимир Драгочинский.
Летающий автомобиль из Новосибирска
Два года назад в СМИ появилась информация: в Новосибирске будут собирать диковинный летающий автомобиль.
"В Новосибирске в рамках совместного проекта ФПИ и СибНИА имени Чаплыгина сформирована проектная лаборатория перспективных летательных аппаратов. Специалистам лаборатории предстоит создать демонстратор транспортного беспилотника сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой ("летающий автомобиль")", - сообщили в пресс-службе Фонда перспективных исследований (ФПИ).
От души тогда посмеялись многие.
"Я помню это сообщение. Это была искаженная информация. Мы не занимаемся разработкой летающего автомобиля", - отмечает Владимир Драгочинский.
Но небольшая доля правды в этом все-таки была. Тогда уже работали над "Партизаном" - как раз "транспортным беспилотником сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой". То есть и с электро-, и с турбовинтовым двигателями.
Первый шаг - небольшие винты с электромоторами поставили на ТВС-2МС. За счет обдува крыла винтами машина взлетает за секунды. Моторчики работают исправно. Результат продемонстрировали на авиасалоне "МАКС-2021".
Электричество вместо керосина
В феврале этого года на летное поле аэродрома завода имени Чкалова выкатили необычную машину - Як-40 с большим винтом на носу, большой пассажирский электролет.
Ток для работы электромотора на летающей лаборатории получают от аккумуляторов и генератора, который вращается от обычной турбины. Разработка уникальна: обмотки нового двигателя охлаждают жидким азотом до 200 градусов ниже нуля, в результате получили сверхпроводимость - сопротивление току снизили кардинально. Коэффициент полезного действия мотора - почти 100%.
Из-за этого он соответствует жестким требованиям авиации: относительно мал и легок, однако развивает большую мощность.
"Надо сказать, что СибНИА не является здесь ведущей организацией. Нашими задачами было предоставить самолет, смонтировать оборудование на летающей лаборатории. Работа пока находится в самом начале.
Дальше будет продолжаться еще комплекс работ. Не исключено, что самолет с электродвигателем взлетит у нас", - говорит первый заместитель директора СибНИА имени С. А. Чаплыгина Владимир Драгочинский.
Як-40 с новым крылом
Работы по созданию самолета для местных воздушных линий и внутрирегиональных перевозок начались в 2013 году. Ранее эту нишу занимал Як-40. В СибНИА решили вести разработки на его базе - получился демонстратор технологий.
Благодаря более современным двигателям и новому крылу, удалось серьезно повысить летные качества старой машины и понизить себестоимость полетов на ней.
"В нашем институте разработано и испытано композитное крыло. Мы заменили силовую установку - вместо трех двигателей было поставлено два, более современных, экономичных и надежных. Мы подтвердили наши предположения в экспериментах. Двигаемся дальше", - отметил Владимир Драгочинский.
Исследования каждый день
Главный профиль работы СибНИА - постоянные исследования прочности самолетов. В цехах - бомбардировщики и истребители, которые состоят на вооружении ВКС России. Не пустует и аэродинамическая труба.
"Если вы ждете от меня каких-то секретов, я, естественно, вам их не раскрою. Могу только сказать, что темы есть, мы над ними работаем. В том числе и с иностранными заказчиками. И по продувкам в аэродинамической трубе, и по другим испытаниям, в частности, по испытаниям шасси самолетов, которые в Китае производятся", - резюмировал Владимир Драгочинский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новосибирские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции