О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Безлюдная авиация. Когда появятся летающие такси?

О сегодняшних и завтрашних БПЛА "АиФ" рассказал ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев

За последнее десятилетие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) прочно вошли в нашу жизнь. Но для одних это игрушка, взлетающая с ладони, а для других - высокотехнологичный монстр размером с боевой самолет.

О сегодняшних и завтрашних БПЛА "АиФ" рассказал ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев.

Водители дронов

Сергей Осипов, "АиФ": - Борис Петрович, наши современники видят БПЛА довольно редко, чаще им доступна "картинка", заснятая их камерами. Если в телерепортаже присутствует панорама, снятая с верхней точки, почти наверняка это поработал дрон.

Борис Елисеев: - Более крупные беспилотники редко попадаются на глаза потому, что их используют в разных труднодоступных местах. Уже сейчас БПЛА применяются при мониторинге нефтепромыслов и нефтепроводов на предмет опасных для экологии утечек. Картина лесных пожаров также во многом создается благодаря беспилотной авиации. В ближайшей перспективе - использование дронов при проведении разного рода сельскохозяйственных работ. Это не только распыление удобрений. Надо же знать, сколько и где взошло зерновых, какой урожай можно ожидать. Какая часть сельхозугодий поражена вредителями-насекомыми и нуждается в срочной обработке химикатами, а какая - во внесении удобрений.

Уж не говоря про их применение во всяких опасных для жизни людей ситуациях - ледовая разведка, мониторинг активности действующих вулканов...

- А где учат операторов для дронов?

- В нашем вузе с сентября 2020 г. разработаны и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки операторов по управлению беспилотными авиационными системами с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Это занимает от 96 до 112 часов. Сертификаты уже получили несколько десятков человек. А обучение "с нуля" в колледжах длится 3 года 10 месяцев, на базе среднего общего образования - на год меньше.

- Водителей дронов называют еще и внешними пилотами. А это что такое?

- Скажу как ректор: нынешний образовательный стандарт позволяет готовить внешних операторов беспилотных систем весом до 30 кг. Когда дело дойдет до более мощных дронов, речь уже будет идти о другой специальности - внешний пилот воздушного судна. По сути, это тот же командир воздушного судна (КВС), что возит вас на красивом самолете из города в город. К нему предъявляются те же требования по здоровью, стрессоустойчивости, знаниям картографии, навигации, аэродинамики и много чего еще. Таково требование ИКАО, да и в нашем понимании это настоящий летчик с соответствующим профессиональным свидетельством.

Статьей 52 Воздушного кодекса определен порядок отнесения лиц к авиационному персоналу. В ноябре 2016 г. приказом Минтранса № 312 в число специалистов, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации, внесен "внешний пилот".

Летучее такси

- Помните фильм "Пятый элемент"? Там главный герой - аэротаксист. Действие относится к 2263 г. Когда ждать появления аэротакси в реальности?

- Зарубежные разработчики занялись проектированием и испытанием опытных образцов беспилотных аэротакси в 2016-2019 гг. В 2020 г. компания "Убер" планировала запустить тестовую линию, но помешала пандемия.

Свои варианты аэротакси готовит и "Боинг" - его летательный аппарат создан на основе мультикоптеров, способных на вертикальные взлет, посадку и быстрый горизонтальный полет.

Авиастроительный концерн "Эрбас" запустил разработку аэротакси, выполненного по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла размещены по четыре электромотора с воздушными винтами. Аппарат способен преодолеть расстояние около 80 км за 18 минут.

Британская компания "Роллс-Ройс" в 2018 г. представила концепцию летательного аппарата с шестью электромоторами, получающими энергию от газотурбинного генератора. В отличие от разработок других компаний, которые работают от аккумулятора, "англичанин" будет летать на керосине. Это значительно увеличивает дальность полета - она составит примерно 800 км. Максимальная скорость летательного аппарата 250 км/ч. Для заправок предлагается использовать существующую инфраструктуру в аэропортах и на вертолетных площадках. А там, глядишь, аэротакси начнут и на обычных АЗС заправляться. Нечто похожее было показано в старом фильме про Джеймса Бонда. В нем агент 007 летал на автожире, подруливал к заправке и говорил: "Полный бак, пожалуйста".

- А как обстоят дела с отечественными разработками?

- Не так давно испытания беспилотного такси проходили в помещении Малой спортивной арены "Лужников" в Москве. Беспилотник, способный доставлять пассажиров и груз по воздуху на расстояние до 100 км, разработала компания - участник Московского инновационного кластера. Габариты летательного аппарата сопоставимы с размерами автомобиля. Он может взлетать на высоту 150 м и садиться на стандартное парковочное место, маневрировать на стоянке. Рассчитан на двух пассажиров, максимальная грузоподъемность 300 кг, а скорость 200 км/ч. Есть и другие интересные разработки. Когда аэротакси встанут на крыло, их будут водить не усталые гастарбайтеры, а внешние пилоты из авиалогистического центра.

- И когда я смогу вызвать через мобильное приложение воздушное такси?

- Я не пророк, но сказал бы, что ожидать скорого появления аэротакси в городах не стоит. Здесь очень много составляющих. Хотя бы потому, что для этого придется менять всю привычную нам среду. Ну, например: вы когда-нибудь обращали внимание, сколько проводов приходится на среднестатистический московский двор? У меня перед окном три "воздушки" висят, портят пейзаж. Для БПЛА это смертельная угроза! Зато на территориях, прилегающих к мегаполисам, у аэротакси, надеюсь, хорошее будущее. Особенно там, где есть платежеспособный спрос на такие перевозки. Это Московская, Ленинградская, Нижегородская обл., весь юг России.

- А вы лично готовы сесть в аэротакси?

- Внимательно слежу за развитием ситуации. Как только представится такая возможность, обязательно прокачусь.

Доставка пиццы

- На фоне самоизоляции некоторые стали предсказывать доставку фастфуда на дом при помощи дронов. Это реально?

- К сожалению, многие представляют возможности беспилотной авиации только так. Когда меня спрашивают об этом, задаю встречный вопрос: "А кто будет отвечать в суде, если беспилотник-доставщик уронит ящик с пепси на голову клиента? Разработчик программного продукта, оператор беспилотного устройства или искусственный интеллект?" Для беспилотной авиации есть более актуальные и серьезные задачи.

- Какие, например?

- Например, транспортные. Речь не об огромном беспилотном грузовом самолете, летящем из Москвы на Дальний Восток, а о том, что обычный транспортник с экипажем довозит до аэропорта-хаба все, что было заказано жителями, допустим, на Чукотке. А далее грузы потребителю развозит не вертолет Ми-8, у которого час полета стоит 280 тыс. руб., а грузовой дрон с ценой за час полета в 10-30 тыс. И модную книгу столичного издательства можно будет получить в библиотеке отдаленного поселка через неделю после выхода из типографии, а не когда весной вскроются реки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка