Опубликовано: 09.09.2021, 08:58
 

Як-152 vs УТС-800: Россия выбирает "летающую парту"


Трудности перехода

Недавний Международный Военно-технический форум "Армия-2021" запомнился многими новинками, однако особое место в нем занял УТС-800 от Уральского завода гражданской авиации. Перспективный учебно-тренировочный самолет может хорошо послужить вооруженным силам, а может, как проект, окончиться ничем.

Впрочем, обо всем по порядку.

Сейчас для начальной учебной подготовки российских курсантов используют австрийские самолеты Diamond DA40 Diamond Star и DA42 Twin Star. Машины для Минобороны производят по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации. По состоянию на 2021 год в России изготовили 150 самолетов DA40.

После них летчиков обучают на таких машинах, как известный чехословацкий учебно-боевой самолет L-39 Albatros и более современный российский Як-130. Эксперты не раз говорили о том, что этот самолет чересчур сложен и дорог, однако отказываться от него никто не планирует. Тем более что большой потенциал машины позволяет использовать ее как легкий штурмовик.

История российских поршневых учебно-тренировочных самолетов первоначальной подготовки, которые должны сменить зарубежные, не менее примечательна: это тем более актуально, если учесть, что их судьба решается прямо сейчас.

По словам министра обороны России Сергея Шойгу, в настоящий момент проводят конкурс, призванный найти замену парку учебных машин. Участие в нем принимают Як-152 и УТС-800.

По словам Шойгу, для эффективного использования потенциала существующих и перспективных авиакомплексов нужно не меньше 700 качественно подготовленных летчиков-выпускников в год. Для этого материальная база вузов должна включать не меньше 500 современных учебно-тренировочных самолетов и две сотни вертолетов.

Як-152

Разработанный ОКБ имени Яковлева и производимый ПАО Корпорация "Иркут" Як-152 совершил первый полет еще в 29 сентября 2016 года, однако за все эти годы произвели только три опытных образца.

Тем не менее, на первый взгляд, все выглядит неплохо. Будучи частью учебно-боевого комплекса Як-130 самолет Як-152 получил полностью унифицированное с Як-130 информационно-управляющее поле кабины. Совместное применение двух машин должно заметно облегчить подготовку летного состава. Як-152 имеет тандемное расположение членов экипажа, максимальная взлетная масса составляет 1480 килограмм, а максимальная скорость Як-152 - 500 километров в час (при крейсерской скорости 380 километров в час).

Самолет получил авиационный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель RED A03Т V12 (взлетная мощность составляет 500 лошадиных сил) германской компании RED Aircraft. Финансирует ее российский холдинг "Финам". На территории России эти изделия собирает и обслуживает компания "Руссо-Балт".

Несмотря на попытки наладить лицензионное производство на российской площадке и частичную ликвидацию зависимости от импортных поставок, производство дизельных двигателей для "Яка", видимо, остается слабым местом проекта. В пользу этого, в частности, говорит заявление гендиректора Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова, Михаила Гордина.

По его словам, учебно-тренировочный самолет Як-152 может получить отечественный двигатель. Правда, его пока рассматривают не в качестве замены двигателя RED, а в роли "аналога". Специалист признает крайне удачную компоновку RED A03Т V12 и наличие в нем комплектующих, которые Россия не производит. Так или иначе, пока что все это не более чем планы и предмет "отдельной опытно-конструкторской разработки".

УТС-800

Трудности с дизельным двигателем Як-152 открывают дорогу детищу Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) - самолету УТС-800. Он должен получить российский турбовинтовой двигатель ВК-800С мощностью 800 лошадиных сил. Турбовинтовую модификацию разработали на основе российского газотурбинного авиационного двигателя ВК-800 производства Завода им. В. Я. Климова. В рамках программы Министерства торговли и промышленности России разработку турбовинтовой версии с 2017 года проводит УЗГА.

Задача, которую ставят перед УТС-800, такая же, как и перед Як-152. Но это все же совсем разные машины. Максимальная взлетная масса "800-го" превышает 2000 килограммов. Масса пустой машины составляет 1706 килограммов. У Як-152 максимальный взлетный вес, как уже говорили выше - 1480 килограммов.

Максимальная скорость горизонтального полета УТС-800 составляет 460 километров в час, а крейсерская - 360 километров в час. В качестве винта выбрали изделие "Аэросилы", имеющее четыре лопасти. По словам главного конструктора УТС-800 Дмитрия Тинякова, самолет имеет два типа заправки топливом. Один предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа, другой выступает в качестве многоцелевого. В зависимости от типа заправки машина либо подходит для фигур высшего пилотажа, либо получает большую продолжительность нахождения в воздухе.

По словам Тинякова, цена самолета в эксплуатации будет раз в пять ниже, чем в случае с Як-130. По разным данным она составит не то 25 тысяч рублей за летный час, не то 32. В любом случае сравнение с Як-130 не совсем корректное: машины находятся в разных классах, хотя и призваны решать схожие задачи. А вот если сравнивать по цене УТС-800 и Як-152, то показатели будут явно не на стороне первой машины.

Помимо этого, одной из претензий к УТС-800 было то, что машина представляет собой "копию" австрийский DART-450. Но это не совсем верно. Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор. Кроме того, воздухозаборник на российской машине вынесли несколько ниже, чем в случае с DART.

Дорогу осилит летающий

УТС-800, при всех своих теоретических минусах и плюсах, еще ни разу не был в небе, в то время как "Як" давно летает (пусть речь идет об очень небольшом числе машин). Если ничего не изменится, поднять УТС-800 в небо Уральский завод гражданской авиации сможет до конца года. После этого машине предстоит долгий путь испытаний, который "Як" уже частично прошел. Серийное производство УТС-800 наметили на 2024 год.

Стоит также сказать, что иногда критикуют саму концепцию винтового тренировочного самолета, так как он далек от современного истребителя в плане управления, скорости, маневренности и так далее.

В качестве альтернативы иногда предлагают относительно недорогой учебно-тренировочный самолет СР-10, оснащенный турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ (он украинский, так что в серию самолет должен пойти с российским АЛ-55). Первый полет машина совершила в 2015 году. На сегодня построен один прототип.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 сентября 2021 года | Дайджест публикаций за 9 сентября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости