О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На пути к декарбонизации: обзорный семинар ИКАО

Декарбонизация является одним из ключевых направлений развития мировой экономики

Декарбонизация является одним из ключевых направлений развития мировой экономики. Снижению эмиссии СО2 в авиационном секторе был посвящен обзорный семинар Международной организации гражданской авиации ИКАО (2021 Stocktaking on aviation in-sector CO₂ emissions reductions), прошедший с 31 августа по 3 сентября 2021 года в формате видеоконференции.

Мероприятие стало заключительным в цикле из шести предварительных семинаров ИКАО в 2021 году. Наряду с твердыми обязательствами и амбициозными планами достижения нулевого уровня выбросов, участники представили на них более 100 инновационных решений по раскрытию существующего и перспективного потенциала декарбонизации авиации.

Обзорный семинар ИКАО 2021 года стал форумом для обмена информацией между всеми заинтересованными сторонами в сфере авиации, охватывающими три области сокращения выбросов в авиационном секторе: развитие технологий, совершенствование эксплуатации, разработку и использование устойчивых (экологических) авиационных топлив.

Исследованиям перспективных силовых установок, обеспечивающих нулевые чистые выбросы СО2, был посвящен доклад генерального директора Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") Михаила Гордина.

Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 № 666 предусматривает обеспечение к 2030 году сокращении выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Одним из ключевых направлений достижения углеродной нейтральности является развитие водородной энергетики. При этом проекты, направленные на создание авиационных платформ на водородном топливе, реализуют все основные разработчики авиационной техники. Генеральный директор ЦИАМ отметил, что в России перспективность прорывных исследований понимают и на уровне правительства, и коммерческих структур.

Михаил Гордин рассказал о перспективном российском исследовательском проекте создания летного демонстратора полностью сверхпроводящей гибридной силовой установки мощностью 2500 кВт. В качестве топлива и хладагента в ней в перспективе планируется применить жидкий водород, исследуется также использование водородных топливных элементов. Это часть комплексного исследовательского проекта, направленного на применение технологий высокотемпературной сверхпроводимости и криогенных топлив в авиации в развитие ряда работ, которые ЦИАМ реализует с 2017 года. Значимой вехой данной работы стал демонстрационный полет летающей лаборатории Як-40ЛЛ с первым в мире сверхпроводящим электрическим авиадвигателем в июле 2021 года на Международном авиационно-космическом салоне МАКС.

Участники дискуссии высокого уровня также обсудили рекомендации к ИКАО по оказанию помощи в декарбонизации авиационного сектора. Так, по мнению российских экспертов, ИКАО должна обращать внимание не только на количественные показатели проектов сокращения эмиссии СО2, но и на качество этих проектов, ведь нередко сокращение выбросов при использовании топлива сопровождается увеличением выбросов при его производстве или транспортировке. Важны и сравнительные удельные затраты, размер которых может определять приоритетность того или иного проекта.

По результатам семинара будут сформированы предложения по ряду вопросов, информация по которым будет использована в Комитете по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) по исследованию достижимости долговременных желательных целей ИКАО в области снижения эмиссии СО2

ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия:
  • ФГУП "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область);
  • ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва);
  • ФГУП "ГосНИИАС" (г. Москва);
  • ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск);
  • ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка