О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаперевозчики ЕС провозгласили эру банкротств, дешевых полетов и роста цен

Авиаперевозчики ЕС прогнозируют расцвет бюджетных авиакомпаний, но при этом увеличение средних цен на билеты

Авиаперевозчики ЕС увидели "свет в конце тоннеля" и прогнозируют расцвет бюджетных авиакомпаний, но при этом увеличение средних цен на билеты. По мере восстановления рынка кредиторы, вероятно, активизируются. При этом не исключены громкие банкротства.

Будущее вдохновляет

Последние данные авиационной статистики в Европейском Союзе показывают первые признаки восстановления авиации, сообщает Евростат. Это уже не первый подъем с начала пандемии COVID-19, которая вызвала самый тяжелый авиационный кризис в истории. Но на этот раз он более оптимистичен, чем раньше. Опубликованные результаты показывают, что последовательный рост числа рейсов в ЕС начался в марте этого года, а июньские результаты (минус 54% от уровня июня 2019 года) преподносятся как признак восстановления коммерческой авиации. Этот прогноз разделяют и авиационные эксперты.

"Это лето было сильно сокращено, из-за пандемии COVID-19 мы потеряли май. Но июль уже лучше, а август и сентябрь обещают быть неплохими. Мы уже можем говорить о цифрах, которые достигнут 60-70% от допандемического объема, - сказал литовской деловой газете Verslo zinios генеральный директор Getjet Airlines, поставщика услуг по лизингу и чартерным перевозкам, Дарюс Вилтракис. - Насколько мне удалось пообщаться с представителями туристического бизнеса, мы слышали, что предварительные продажи в августе, сентябре и октябре выглядят очень хорошо. Еще одно изменение заключается в том, что раньше все замирало в конце сентября, а теперь и октябрь может быть весьма успешным".

Фактор национального перевозчика

Председатель совета директоров компании Avia Solutions Group, которая работает в 156 странах мира, а в Москве строила аэропорт в Раменком, Гедиминас Жемялис считает, что рынок начнет меняться, когда в воздухе будет находиться не менее 80% самолетов от доковидного периода. Во время восстановления ситуация на рынке будет сильно зависеть от поддержки, которую государства оказывают национальным перевозчикам.

Вилтракис считает, что авиационные компании следует разделить на две группы. "Одна из них - национальные перевозчики - поддерживаются за счет бюджетных средств. Почти все они получили очень значительные субсидии - миллиарды и сотни миллионов евро - для того, чтобы иметь возможность работать во время пандемии. И частным перевозчикам пришлось сокращать расходы, срочно искать ниши", - говорит он.

Эксперт отмечает, что поддержка национальных перевозчиков за счет денег налогоплательщиков стала нормой, несмотря на то, что они находятся в прямой конкуренции с частным сектором. "Возникает странное ощущение, что частный перевозчик платит деньги в бюджет для поддержки своего конкурента. Я считаю, что этой порочной практике следует положить конец. Это потребует много времени и судебных разбирательств по поводу незаконных субсидий. Я считаю, что для ограничения этого будет разработано прецедентное право", - сказал Вилтракис.

Жемялис также подчеркивает важность государственного протекционизма.

"На данный момент чрезвычайно поразительным фактом является то, что Lufthansa Group имеет долги в размере 14,1 млрд евро. Долг IAG (Iberia, British Airways) составляет 14,5 млрд долларов США. Air France-KLM: 18 млрд долларов США. И так далее. Что должно произойти? Поскольку большая часть долга в различных формах была предоставлена правительствами, забыв об открытом воздушном пространстве, будет много протекционизма со стороны государств. Естественно, бюджетные авиакомпании получат еще большую долю рынка. Но средние цены на авиабилеты должны вырасти", - прогнозирует генеральный директор ASG. Он отмечает, что после пандемии появляются новые "скандальные решения".

"Есть интересные факты. Например, авиакомпании Air France будет запрещено выполнять рейсы продолжительностью менее 2,5 часов, если между конкретными городами есть железнодорожное сообщение. Другими словами, рассматривается весь транспортный сектор. Austrian получила указание не продавать билеты в Вену и обратно дешевле 49 евро. Это минимальная цена, которая не приносит убытков. Так что, в любом случае, государства будут оказывать очень сильное влияние на деятельность авиакомпаний, на их готовность быть расточительными или конкурировать без разбора. Некоторая гибкость исчезнет", - говорит Жемялис.

Грузовой спасательный круг

Дарюс Вилтракис утверждает, что во время кризиса авиационные компании были спасены благодаря сложным решениям, в то время как в открытом доступе были представлены только картинки.

"То, как авиационные компании транслировали свои решения во время кризиса, было сделано только для того, чтобы их заметили. Совершите полет в никуда, где самолет взлетает и садится в одном и том же аэропорту. Или когда самолеты используются в качестве ресторанов. Это не имеет ничего общего с кризисным управлением или стратегиями выживания. Это просто отвлекающий маневр, - говорит генеральный директор GetJet. - Чтобы пережить этот период, авиация принимала схожие и непростые решения. Сокращение персонала, снижение затрат, оптимизация. А то, что транслировалось наружу, было просто красивым пузырем".

Перевозчики, потерявшие пассажиров во время пандемии, воспользовались спасательным кругом и начали перевозить в багажных отсеках и салонах своих пассажирских самолетов грузы. В первую очередь - противопандемические принадлежности.

"Необходимо понимать, что эти решения, когда груз перевозится в салоне пассажирских самолетов, являются результатом очень исключительной ситуации. Успех бизнеса грузовых самолетов зависит от восстановления регулярных пассажирских рейсов, которые всегда перевозили значительную часть грузов. Как только авиационные компании вернутся к допандемическим объемам, они предложат собственные багажные отделения для грузов, и это внесет серьезную коррекцию в рынок, - говорит Вилтракис. - Кроме того, Международная авиационная федерация и национальные авиационные администрации наверняка введут ограничения на перевозку грузов в салонах пассажирских самолетов".

От футбола до эвакуации из Афганистана

Чартерная авиакомпания KlasJet ASG с парком самолетов бизнес-класса взяла на время пандемии специальный грузовой самолет Boeing 737-400 у недавно приобретенной группой исландской компании Bluebird Nordic. Гедиминас Жемялис утверждает, что это решение было принято с целью реализации планов по расширению производства.

"Наша компания Klasjet, которой достался один из грузовых самолетов Bluebird Nordic, ввела в действие необходимые процедуры по управлению грузовыми самолетами. Это делается для подготовки к тому случаю, когда мы решим перенести деятельность Bluebird Nordic из Исландии в Литву", - говорит генеральный директор ASG. Однако он настаивает на том, что Klasjet будет продолжать свою традиционную бизнес-модель - корпоративную авиацию. В июне прошлого года перевозчик использовался сборными командами Бельгии, Германии и Чехии по футболу. А уже в августе 2021 года - участвовал в эвакуации людей из Афганистана.

Прогнозирует банкротства

Повышенная осторожность банков - постоянное сопутствующее явление кризисов, особенно в наиболее пострадавших секторах. Но авиационные эксперты говорят, что они видят и возможности.

"В связи с кризисом COVID-19 мы находимся в группе наивысшего риска. Банки не хотят финансировать таких клиентов. Кроме того, исторически сложилось так, что в вопросе рисков банкротств у авиационных компаний плохая репутация. Но это отношение должно измениться, и мы должны внести свой вклад", - говорит Вилтракис.

Жемялис в свою очередь утверждает, что у авиационных компаний все еще есть варианты финансирования. И со временем они должны улучшиться.

"Возможности финансирования для старых и исторически стабильных авиакомпаний достаточно хороши. WizzAir, например, выпустила облигации на 500 млн евро под 1,35% годовых, и спрос превысил предложение в 4 раза. Это современная, исторически прибыльная низкобюджетная авиакомпания", - говорит генеральный директор ASG. Он проводит сравнение: сразу после кризиса COVID-19 некоторые американские компании смогли получить финансирование только под 15-17% годовых.

"Общее ощущение заключается в том, что на рынке много денег, и есть общее представление о восстановлении авиационной промышленности. Мое личное мнение таково: когда рынок восстановится, начнутся банкротства, потому что лизинговые компании начнут "забирать" самолеты и передавать их другим авиакомпаниям. Сейчас рынок как будто заморожен", - заключил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «DP.Ru // Деловой Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка