О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-104: начало реактивной эры в гражданской авиации

15 сентября 1956 года первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге Ту-104 совершил первый регулярный рейс по трассе Москва - Иркутск

15 сентября 1956 года первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге Ту-104 совершил первый регулярный рейс по трассе Москва - Иркутск. Через 7 часов 10 минут летного времени, преодолев 4 570 километров с посадкой в Омске, самолет благополучно приземлился в Иркутске. Время в пути по сравнению с полетом на поршневых самолетах сократилось почти втрое. Началась новая реактивная эра в мировой гражданской авиации. Спустя 65 лет, на МАКС-2021, демонстрировались самолеты МС-21-300 и МС-21-310, которые также способны произвести революцию и на линиях Москва - Иркутск, и на многих других внутренних и международных направлениях.

Первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104 строился на основе дальнего бомбардировщика Ту-16. Главной задачей при создании новой машины было обеспечить безопасность и комфорт пассажиров, и решить ее было непросто в условиях полета в разреженной атмосфере на высоких скоростях и большой высоте. Для Ту-104 был заново спроектирован фюзеляж диаметром 3,5 м (вместо 2,9 м у Ту-16), имевший герметичные кабину экипажа и пассажирский салон, и негерметичный отсек в хвостовой части. Вместо среднеплана самолет становился низкопланом, от серийного Ту-16 использовались отъемные части крыла, двигательные отсеки крыла, шасси, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и гондолы шасси.

Параллельно шла работа над дизайном салона. Интерьер будущего лайнера проектировался из предположения, что чувство комфорта и безопасности можно обеспечить, создав в самолете "домашнюю обстановку" (идея "салон - дом"). Впервые пришлось разрабатывать агрегаты системы кондиционирования воздуха, электроприборы приготовления и подогрева пищи, освещения салонов, радиофикации пассажирских кабин и пр.

Новый самолет совершил революцию в гражданской авиации. Его эксплуатация потребовала кардинальной перестройки работы практически всех авиационных служб. По сравнению с поршневыми и турбовинтовыми машинами на Ту-104 резко вырос уровень комфорта для пассажиров: в салоне были установлены мягкие анатомические кресла с регулирующейся спинкой, в полете предоставлялось горячее питание и напитки, бортпроводники перед вылетом проводили обязательный инструктаж по безопасности. Фактически именно с появлением Ту-104 в конце 1950-х был впервые внедрен привычный в наше время стандарт обслуживания на борту самолета.

Международный дебют Ту-104 в Лондоне в 1956 году стал настоящей сенсацией. Страна, пережившая тяжелейшую войну, смогла всего через 10 лет построить самолет с невиданными летными характеристиками и уровнем комфорта для пассажиров. 12 октября 1956 года состоялся первый регулярный международный рейс Ту 104 в Прагу, в сентябре 1957 года из Внуково был выполнен полет в Нью Йорк, а вскоре на самолете были открыты новые воздушные линии в Лондон, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели. Ту-104 был первым реактивным самолетом, перелетевшим через Атлантику с одной посадкой. Когда в 1957 году, через 20 лет после знаменитых перелетов Чкалова и Громова, Ту-104 прибыл в США, это стало еще одной сенсацией: трансатлантический полет протяженностью 9 тысяч километров был осуществлен всего за 13,5 часов.

Эксплуатация Ту-104 имела особое значение в истории отечественной гражданской авиации. Был приобретен уникальный опыт, без которого было бы невозможно успешно эксплуатировать самолеты следующего поколения. Всего за 23 года Ту 104 перевезли около 100 миллионов пассажиров, проведя в воздухе два миллиона летных часов и выполнив 600 тысяч полетов.

Сегодня, спустя 65 лет после начала реактивной эры пассажирских авиаперевозок, реактивные лайнеры остаются флагманами мировой гражданской авиации. Организаторы авиасалона МАКС из года в год знакомят посетителей и специалистов как с новейшими представителями этого класса самолетов, так и с очередными модификациями уже известных моделей. Не стал исключением и МАКС-2021: одной из самых впечатляющих новинок салона стал среднемагистральный самолет МС-21-310 с российским турбореактивным двухконтурным двигателем ПД-14. Семейству самолетов МС-21 вместе с различными модификациями SSJ-100 предстоит расширять маршруты региональных перевозок в России - развитие реактивной гражданской авиации продолжается в новых условиях, на новом технологическом витке.

Когда первый реактивный Ту-104 полетел на гражданских авиалиниях, проблемы импортозамещения не существовало: "железный занавес" и начало холодной войны не оставляли иллюзий о партнерстве там, где речь шла о стратегическом противостоянии. Сегодня импортозамещение на повестке дня, и его главная задача - сделать новое поколение российских самолетов конкурентоспособным на мировом рынке. Достижения, которые отечественный авиапром представил на МАКС-2021, вселяют надежды. Есть основания ожидать, что в 2021 году МС-21 взлетит уже с отечественным композитным крылом, а в перспективе составит конкуренцию своим одноклассникам из Airbus и Boeing не только на внутренних, но и на международных авиалиниях.

До МАКС-2023 осталось менее двух лет, впереди - напряженная работа по завершению испытаний, отработке серийной сборки самолета и вводу его в эксплуатацию. Ждем самолеты МС-21 в ливрее российских авиакомпаний на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка