Автор: Александр Бондарь
Опубликовано: 20.09.2021, 08:48
 

Без них машину в воздух не поднимешь

Специалисты авиационно-технической базы образцово решают поставленные перед ними задачи


На аэродроме - полеты. А это значит, что все здесь подчинено их обеспечению. С ревом от взлетно-посадочной полосы отрывается истребитель и взмывает ввысь. Безусловно, зрелище завораживает. Можно бесконечно долго смотреть, как самолет выруливает на старт, начинает разбег, восхищаться мастерством пилота. Но мало кто в такие минуты задумывается о том, сколько специалистов вложили свой труд в то, чтобы крылатая машина поднялась в воздух.

Авиационно-техническую базу, которой командует полковник Сергей Саблин, без преувеличения можно назвать фундаментом, на котором держится весь авиационный гарнизон. Здесь все, начиная от обеспечения личного состава различными видами довольствия, доставки имущества и материально-технических средств, решения вопросов технической готовности и заканчивая содержанием в надлежащем состоянии аэродрома, завязано на подчиненные ему подразделения.

Все же, несмотря на многообразие решаемых задач, приоритетным направлением деятельности личного состава части было и остается обеспечение полетов летчиков двух корабельных истребительных авиационных полков, надлежащий уход за взлетно-посадочной полосой.

Это одно из старейших на Северном флоте воинских формирований, созданное в непростое для страны время - в ноябре 1941 года. Боевое знамя, врученное части в начальный период Великой Отечественной войны, украсил орден Красной Звезды, которого личный состав базы удостоился в 1944 году за достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в Заполярье.

С тех пор многое стало иным. Менялись полки, боевую подготовку которых обеспечивали специалисты авиационно-технической базы, на смену поршневым пришли реактивные самолеты, но неизменным остаются дело, которым занимаются военнослужащие базы, их высокий профессионализм, ответственность, самоотверженный труд и надежные специальные знания.

- Сегодня оттачивают мастерство летчики обоих корабельных авиаполков, - рассказывает полковник Сергей Саблин. - Поэтому полеты проходят в две смены. Сначала летает один полк корабельных истребителей, который обеспечивает аэродромно-техническая рота под командованием капитана Дениса Сенченко. Потом эстафету у них принимают другой коллектив пилотов-палубников и подразделение, обязанности командира которого временно исполняет старший лейтенант Андрей Муха. Он заместитель командира другой аэродромно-технической роты. Несмотря на молодость, Андрей зарекомендовал себя грамотным специалистом, умело руководит личным составом, досконально знает вверенную материальную часть. Он инициативен и старателен.

Такая оценка из уст командира части дорогого стоит.

- Это значит, что наши специалисты начали свою работу, предшествующую летной смене, в четыре часа утра и завершат ее, с учетом послеполетной подготовки, в четыре утра следующих суток, - продолжает Сергей Юрьевич. - Летчики, выполнив полетное задание, уходят с аэродрома, их места в кабинах воздушных судов занимают другие, самолеты тоже "отдыхают", только наши люди, подменяя друг друга, остаются на посту.

Размеренный ритм аэродромной жизни не прерывается ни на минуту. Работает специальная техника, трудятся специалисты. Вот старший водитель-механик старший матрос Николай Прокопов подогнал к самолету аэродромный подвижной агрегат, тут же инженер авиационного комплекса лейтенант Дмитрий Титов проверяет у водителя-аппаратчика рядового Леонида Зыбкина документацию, подтверждающую качество кислорода, необходимого для заправки некоторых систем летательных аппаратов. Неподалеку в готовности топливозаправщик и машина, доставившая газообразный азот.

Помимо аэродромно-технических подразделений, в обеспечении полетов заняты и специалисты аэродромно-эксплуатационной роты, которой командует капитан Евгений Якименко. У них забот ничуть не меньше, чем у других военнослужащих АТБ. И не только во время летных смен. В их заведовании весь аэродром, они постоянно поддерживают в рабочем состоянии взлетно-посадочную полосу. Дело это непростое. Особенно зимой, когда начинаются снегопады. Тогда специалисты роты сутками не покидают свои рабочие места. А зима в Заполярье, как известно, довольно долгая.

Да и летом хлопот не меньше. Во время летных смен нужно выставлять оцепление аэродрома, регулярно обследовать состояние ВПП. В случае обнаружения каких-то дефектов оперативно их устранять, потому что времени на это отводится совсем мало. Между разлетами самолетов всего 40 минут. Поэтому надо успеть все сделать, используя современные материалы, чтобы не допустить задержек при выполнении плановой таблицы полетов.

Одновременно с обеспечением летных смен проводится текущий ремонт второстепенных элементов летного поля. Этим руководит начальник инженерно-аэродромной службы АТБ капитан Василий Курбатов. Именно он делает все необходимые расчеты, планирует, какую технику нужно задействовать. Исполнителями же выступают личный состав аэродромно-эксплуатационной роты и приданные военнослужащие из аэродромно-инженерного батальона. Кстати, капитан Василий Курбатов не только хороший специалист, но и отличный спортсмен. Сборная Северного флота по баскетболу, в которой он капитаном, в нынешнем году стала победителем чемпионата Вооруженных Сил России, проходившего в Воронеже.

Авиационно-техническая база состоит из четырех основных подразделений. Это две аэродромно-технические роты, аэродромно-эксплуатационное подразделение и группа газообеспечения. Именно на личный состав последней возложена обязанность снабжать корабельные истребительные полки кислородом и азотом для заправки летательных аппаратов. Между прочим, в авиации Северного флота только две такие группы, которые имеют в своем распоряжении и уверенно эксплуатируют автомобильные кислорододобывающие станции. Поэтому неудивительно, что газами, добытыми их специалистами, обеспечиваются не только авиационные, но и некоторые береговые части.

В части под командованием полковника Сергея Саблина служит немало тех, кто ратным трудом вносит существенный вклад в укрепление боеготовности корабельных истребительных полков, помогает летчикам неустанно совершенствовать мастерство.

В первую очередь, это относится к начальнику штаба базы подполковнику Константину Бакуменко. Он главный координатор всех мероприятий боевой учебы и повседневной деятельности части.

- Жаль, что Константина Ивановича переводят в другую часть, - сетует полковник Сергей Саблин. - Его организаторские способности по достоинству оценило вышестоящее командование и направляет на усиление другого воинского формирования.

Немало добрых слов можно услышать в части и о старшем прапорщике Рафаиле Ярлыкапове. После завершения службы по призыву он остался в аэродромно-эксплуатационной роте. И вот уже без малого тридцать лет добросовестно выполняет возложенные на него обязанности, освоил практически все специальности, которыми владеют военнослужащие данного подразделения. Сейчас он старшина роты.

Настоящим мастером зарекомендовал себя в авиационно-технической базе заместитель командира автомобильного взвода старший сержант Павел Миронов. Специалист от бога - так о нем отзываются сослуживцы. Да и что говорить, когда ему, мастеру на все руки, подвластна любая техника. И пока он не доведет ее состояние до совершенства, со службы не уйдет.

Образцово выполняет свои функции начальник лаборатории контроля качества топлива сержант Юлия Токарева. Ее муж, майор Алексей Токарев, командует аэродромно-технической ротой, сын учится в Нахимовском военно-морском училище, собирается продолжать семейную династию.

В части есть и матросы, проходящие службу по призыву. Их не так много, но они вносят посильный вклад в обеспечение полетов и содержание аэродрома. Как правило, все ребята после доподготовки в части выполняют обязанности водителей спецтехники.

Деятельность специалистов авиационно-технической базы не ограничивается гарнизоном. Для них привычны командировки в различные регионы страны. Пилоты-палубники иногда решают свои задачи и вне основных пунктов базирования. За ними перемещаются и военнослужащие авиационно-технической базы. Вернее, происходит все наоборот.

- Авиация наступает тылом вперед, - улыбаясь, констатирует полковник Сергей Саблин. - Прежде чем на оперативном аэродроме появятся самолеты, туда должны прийти наши специалисты. Их задача - доставить необходимые материальные средства, вооружение, топливо, технику, с помощью которой готовят воздушные суда к вылету, сделать все, чтобы взлетно-посадочная полоса соответствовала предъявленным требованиям, была способной принимать машины. К тому же нужно позаботиться о нормальных бытовых условиях для летчиков и технического состава.

В июле колонна авиационно-технической базы из двенадцати специальных машин совершила марш на аэродромы, с которых взлетали палубные истребители, участвовавшие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Возглавлял ее командир аэродромно-технической роты капитан Денис Сенченко. Североморцы преодолели порядка тысячи километров. Это требовало хорошей подготовки водителей спецмашин. Впрочем, за ними дело в любой ситуации не станет. Они уже не раз перебазировались на большие расстояния от своего гарнизона. В составе колонны были топливозаправщики, аэродромные подвижные агрегаты, кислородные и азотные машины, установки проверки гидросистем самолетов, кондиционеры аэродромные - то есть весь набор техники, постоянно используемой для надежного обеспечения полетов. А уже после того, как специалисты базы обустроились на аэродроме, за ними перебазировались летчики на своих самолетах.

После Главного военно-морского парада люди и техника вернулись в места постоянной дислокации, где североморцев опять ожидала командировка. На этот раз на аэродром, где находится тренажер НИТКА. Она вызвана необходимостью создания пилотам-палубникам условий для тренировок и возможности оттачивать мастерство посадки на палубу авианесущего крейсера, которую имитирует тренажер.

Деятельность специалистов авиационно-технической базы на первый взгляд не очень заметна. На общем фоне задач, решаемых авиационными полками, они выглядят как бы вспомогательными. В действительности же работа летчиков и технического состава без них просто немыслима. Это их самоотверженный ратный труд позволяет пилотам поднимать в небо самолеты.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 сентября 2021 года | Дайджест публикаций за 20 сентября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости