Автор: Ксения Габышева
Опубликовано: 20.09.2021, 11:47
 

"Возможно, между населенными пунктами появятся частные авиаперевозки наподобие такси". В Якутии будут развивать малую авиацию


В Якутии задумались о развитии частной малой авиации с перспективой снижения цен на внутрирегиональные авиабилеты. Журналист News.Ykt.Ru побывал на полевом аэродроме под Якутском и познакомился с жизнью якутских авиаторов.

100 метров над долиной Туймаада

Ветроуказатель, шум моторов, механики и пилоты, суетящиеся рядом с разноцветными бипланами. Нет, это не миг из жизни аэропорта Якутска или Магана. Такую сцену можно увидеть почти в 30 километрах от столицы республики, в районе Тулагино. На испытательном полигоне СВФУ, где, к примеру, проверяют качество автомобильных шин, часть территории отдана под аэродромную площадку.

"Пока, конечно, нельзя назвать это аэродромом, - говорит Иван Ноев, руководитель испытательного центра, - мы только недавно начали это сотрудничество, поэтому здесь нет никаких спецстроений. Тут базируются пять самолетов разных компаний. Заправочных станций пока нет, топливо они сами привозят и летают".

За крупнейшим вузом республики закреплено 72 гектара для проведения научных исследований. Не так давно здесь появились балок охраны и контейнеры для хранения запчастей самолетов.

"По допсоглашению с Минвостокразвития в 2019 году мы развернули новый вид деятельности по малой авиации. На автодорожном факультете есть кафедра "Автомобильные дороги и аэродромы", где готовят специалистов по строительству, реконструкции и эксплуатации. Пока учебных мероприятий не проводится, но планируется проводить практику студентов. В дальнейшем с районными главами можем работать для подготовки таких площадок малой авиации", - отметил он.

Кроме того, начата процедура оформления аэронавигационного паспорта посадочной площадки. Документ планируется получить в сентябре-октябре.

К малой авиации относятся самолеты с максимальной взлетной массой не более 8600 кг и числом пассажиров не более 19. На территории Якутии из этой категории в основном летают Ан-2, так называемые "кукурузники".

Ан-2 - первая ласточка опытно-конструкторского бюро Антонова. Впервые самолет такого типа поднялся в воздух в 1947 году. В советское время Ан-2 активно эксплуатировались на севере. После развала СССР их производство осталось на Украине. Сейчас эти бипланы собирают в Польше и Китае.

Ан-2 эффективней и дешевле, чем вертолеты

"Ан-2 - это самый безопасный самолет, и в техническом обслуживании легче других, - комментирует пилот с 40-летним стажем Александр Тарасов. - Больше такого самолета-трудяги нет".

В управлении нет функции автопилота, но он привык, что все на руках. По его словам, якутскую зиму техника переносит без труда. Единственное, в преддверии морозов усложняется подготовка к рейсу. Необходимо установить внутри салона печку и разогреть двигатель перед запуском.

Объем топливного бака составляет 1200 литров. За час полета Ан-2 расходует 200 литров. На пятичасовой полет спокойно хватит, говорит командир воздушного корабля.

"Мы в основном выполняем обслуживание поселков по программе северного завоза. Все очень благодарны. Бывает, что люди в таких местах по 20-30 лет не видели самолетов", - отмечает он.

Найти пилота без работы сложно, рассказывает владелец самолета, директор транспортной компании "Семь континентов" Сергей Потанин, поэтому приходится привлекать специалистов из других регионов. К примеру, этот экипаж приезжает работать в Якутию из Барнаула.

"Авиакомпания - слишком громко сказано, - смеясь, поправляет директор. - Организацией грузовых перевозок мы занимаемся 15 лет, работаем с "Полярными авиалиниями" и "ИрАэро". Выполняем рейсы на Ан-24, Ан-26, Ан-12, возим грузы по республике и за ее пределами. На господдержку мы особо не рассчитываем. Если получится, то хорошо, если нет, то что уж тут. Главное, у нас есть работа, мы ее выполняем и рассчитываем только на свои силы".

Он признается, что практически вся его жизнь связана с авиацией. Детская любовь к самолетам подтолкнула его отучиться на самолетостроительном факультете. Но в сферу малой авиации его предприятие попало почти случайно.

"Один раз попросили доставить груз в поселок Солнечный. Тут мы опробовали самолет Ан-2, нам понравилось. В этом году мы использовали Ан-2 по завозу картофеля в труднодоступные районы. До этого обычно Ми-8 возили, но Ан-2 показал себя. С точки зрения экономики это значительно эффективней и дешевле, чем на вертолетах", - отметил он.

Как уверен Сергей Потанин, эта проверенная временем машина. Многое зависит от техобслуживания

"Самолет не может быть старым. Он может быть либо годным, либо негодным, исправным или неисправным. Этот самолет сделан с большим запасом, как и все в авиации".

"Его конструировали после войны, когда кругом была разруха, не было дорог. Шикарный самолет идеально подходит под то, чем мы занимаемся. Мы садимся на неподготовленные площадки, то есть буквально летишь, увидел поле - сел. Тут же в поле можно ремонтироваться. Ему не нужно какое-то спецоборудование, обслуживание. Поднимает от одной до полутора тонн в зависимости от расстояния", - говорит он.

Малая авиация в Якутии есть

Представителем государственной малой авиации считается ДОСААФ. Этой спортивно-патриотической организации в следующем году исполнится 95 лет, которая с советских времен работает со школьниками. Кроме подготовки парашютистов, в задачи организации входит лесопатрулирование.

"В нашем распоряжении три самолета, но в строю пока один, еще два ожидают капитального ремонта. В этом году лесоохрана располагалась непосредственно на нашей базе на аэродроме под Покровском, оттуда они занимались мониторингом пожароопасной обстановки, также забрасывали парашютистов. ДОСААФ представлен в каждом регионе, кроме Чукотки. Любой аэроклуб может перегнать нам в усиление самолет, такая практика давно используется", - сообщил председатель отделения ДОСААФ России в Якутии Сергей Соболев.

По его словам, сферы применения Ан-2 обширны: от мониторинга паводковой ситуации до перевозки пассажиров и грузов, особенно в те периоды, когда воздушные подушки еще или уже не ходят.

Всего в Якутии больше 100 аэродромных площадок для малой авиации. Но компаний-эксплуатантов таких самолетов около четырех, и все они базируются в Якутске.

"Летать законно можно, если есть сертификат о летной годности воздушного судна, пилоты, допущенные к полетам, и допуск врачебно-летной экспертной комиссии. Встаешь в план полетов и летишь", - говорит совладелец ООО "Авиа То и Р" Иван Харитонов.

На Ан-2 можно загрузить 1000-1500 кг груза в зависимости от дальности полета. Как сообщил Иван Харитонов, его предприятие занимается поставкой продуктов в Кобяйский улус и другие районы. Они выполняют частные подряды, но замахиваться на госзаказы не имеют права, потому что нет сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ.

Процесс получения этих документов частными компаниями взялся курировать Минтранс Якутии. Планируется, что они получат сертификаты уже к ноябрю.

Ил Тумэн: "Следует вывести малую авиацию из тени"

Концепция развития малой авиации в Якутии была принята сравнительно недавно, в 2019 году, но уже требует пересмотра, считает председатель постоянного комитета по экономике Ил Тумэн Павел Петров. В августе он возглавил рабочую группу депутатов, которые изучают проблемы и предложения авиаторов.

Возможности частной малой авиации можно применить в разных сферах: от сельского хозяйства и борьбы с ЧС до санавиции, грузо- и пассажироперевозок. Важно помочь частникам, чтобы они смогли работать легально и безопасно, убежден депутат.

"В сфере малой авиации Якутии частный бизнес есть, и его нужно выводить из тени. Мы должны нормально сопровождать северный завоз, пассажирские перевозки. Сейчас нужно понять, что важнее: приобретение самолетов или ремонт аэродромных площадок? Нужно ли эти самолеты переводить зимой на лыжи или чистить аэродромные площадки? Вопросов остается очень много", - сказал он.

Павел Петров убежден, что развитие малой авиации поможет поменять ситуацию с тарифами на авиабилеты.

"Возможно, в скором будущем у нас появятся небольшие частные перевозки наподобие работы такси. К примеру, Якутск - Чурапча, Якутск - Ытык-Кюель".

"Конкурировать с "Полярными авиалиниями" они не смогут, потому что кадровый потенциал у них разный. В частных компаниях руководитель он же и экономист, и бухгалтер, и чуть ли не сам пилот. Наша задача - помочь организовать частный бизнес в этой сфере. Снизить акцизы на топливо или оплачивать аэропортовские сборы? Все это может оказать влияние на удешевление билетов", - отметил он.

До 1 октября рабочая группа депутатов сформирует пакет предложений по развитию малой авиации. Планируется, что на основе этих документов будут внесены изменения в бюджет республики.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 сентября 2021 года | Дайджест публикаций за 20 сентября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Новости Якутии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости