Автор: Кирилл Рябов
Опубликовано: 23.09.2021, 08:23
 

Легкие квадрокоптеры для российской армии


Легкие и сверхлегкие беспилотные летательные аппараты вертолетного типа с несколькими винтомоторными группами обладают рядом преимуществ, благодаря чему завоевали большую популярность в разных сферах. Пока они используются в основном для выполнения невоенных задач, но их потенциал может быть полезным и для армий. Так, в течение нескольких последних лет российские вооруженные силы осваивают существующие квадрокоптеры и разрабатывают новые конструкции.

Армейские новинки

Современные БПЛА появились в нашей армии в отдаленном прошлом, но легкие квадрокоптеры до недавнего времени отсутствовали. Первые беспилотные комплексы такого рода поступили в части только в 2019 г., причем тогда речь шла об опытной эксплуатации и определении реальных возможностей и перспектив. Впрочем, при получении положительных результатов следовало ожидать полномасштабные закупки и внедрение техники.

В июне и августе 2019 г. пресс-служба Минобороны сообщала о передаче первых небольших партий квадрокоптеров в подразделения БПЛА Южного и Западного военного округов. В ближайшее время такую технику планировалось использовать в рамках запланированных учений. Задачами беспилотников определили ведение разведки, корректировки огня и оценки результатов стрельбы на ближних расстояниях. Тип техники не сообщался, однако на опубликованных фотографиях можно было увидеть оду из популярных коммерческих моделей иностранного производства.

В дальнейшем Минобороны неоднократно публиковало новости о проведении разнообразных учений с применением легких БПЛА. Операторы беспилотных комплексов работали в общих боевых порядках и вели разведку маршрутов движения, выполняли обнаружение противника, корректировали огонь и т.д. В целом, новая техника показала себя с лучшей стороны, даже с учетом имеющихся технических и эксплуатационных ограничений.

По результатам учебных и испытательных мероприятий недавнего прошлого, военное ведомство решило развивать сферу квадрокоптеров и внедрять их в войсках. Они должны дополнять другие разведывательные БПЛА легкого класса и делать систему разведки более гибкой и эффективной.

В соответствии с этим решением осуществляются новые закупки техники. К примеру, в начале июля Минобороны опубликовало новость о передаче в части очередной партии БПЛА. 40 ед. такой техники распределены между разведывательными и специальными подразделениями ЮВО. Модели квадрокоптеров не сообщаются. При этом уточняется, что они отличаются улучшенными характеристиками дальности, скорости и времени полета, используют спутниковую навигацию и производят минимальный шум.

В новой роли

Ввиду объективных технических ограничений легкие квадрокоптеры пока использовались только в качестве средства разведки. Однако ведутся эксперименты и в других областях. Так, на днях стало известно о создании инженерного БПЛА, способного проводить дистанционное минирование. О подобных опытах сообщает "Красная Звезда" в выпуске от 20 сентября. В статье "В предгорьях и на равнинах" рассказывается о последних учениях соединениях ЮВО, в которых, среди прочего, отрабатываются новые тактики и образцы.

На полигоне опробован квадрокоптер с боевой нагрузкой. Как сообщается, его разработали и изготовили "армейские умельцы", причем работы были выполнены в кратчайшие сроки. При сборке использовались "подручные материалы". Утверждается, что при необходимости можно быстро и без особых трудностей собрать новые подобные БПЛА и обеспечить массовую доставку мин в заданный участок.

К сожалению, технические особенности и внешний вид армейской разработки не раскрыты. По всей видимости, речь идет о несложной модернизации одного из существующих квадрокоптеров с установкой креплений для полезной нагрузки в виде небольшой и легкой мины. Кустарные "проекты" такого рода получили широкое распространение в конфликтах последних лет, и теперь наша армия проверяет потенциал подобной концепции.

Преимущества и ограничения

До недавнего времени армия не проявляла особого интереса к легким квадрокоптерам, для чего были объективные причины. Техника такого класса, имея ряд важных преимуществ, но не лишена недостатков. Если в гражданских сферах с ними можно мириться, то военное применение предъявляет более жесткие требования. Тем не менее, как показывает практика, объективные ограничения не всегда мешают получению желаемых результатов.

Легкий БПЛА вертолетного типа способен взлетать с места - с грунта, с транспортного средства или даже с руки оператора. Для посадки тоже не требуется большое пространство. При этом современные системы управления и датчики значительно упрощают пилотирование, в т.ч. с возможностью обзора "от первого лица". Квадрокоптер может нести камеру высокого разрешения или иную полезную нагрузку вплоть до боеприпасов малой массы.

Конструкция легких БПЛА накладывает ограничения на массу аккумулятора, а вместе с тем и на ключевые летно-технические характеристики. К примеру, популярнейший квадрокоптер DJI Phantom 4 имеет поперечник всего 350 мм, а его взлетная масса не превышает 1,4 кг. При этом он оснащен батареей весом 468 г емкостью 5870 мАч, которого хватает только на 30 мин. полета.

Серьезной проблемой коммерческих БПЛА является неустойчивость к воздействию средств радиоэлектронной борьбы. Такие беспилотники поддерживают связь с пультом по незащищенному каналу, который легко подавить. Соответственно, разведка с передачей данных в реальном времени окажется невозможной. Подавление сигналов спутниковой навигации исключит и автономную работу.

В поисках решения

Впрочем, опыт последних учений и локальных конфликтов показывает, что квадрокоптеры даже коммерческих моделей, в исходном или доработанном виде, могут использоваться для решения широкого круга задач. В первую очередь, это разведка в простых условиях, при отсутствии помех. Возможна и ударная роль, однако боевая эффективность отдельного легкого аппарата будет небольшой, и желаемые результаты удастся получить только за счет массированного налета.

От большинства характерных проблем можно избавиться за счет разработки новой конструкции, изначально учитывающей особенности будущей эксплуатации и предполагаемые задачи. Так, размеры и массу БПЛА можно увеличить в разумных пределах, что даст запас грузоподъемности под необходимую нагрузку. Системы управления должны получить защиту от внешнего воздействия. Возможны нововведения иного рода.

Результаты таких работ уже демонстрируются на выставках, а в ближайшее время доберутся и до испытаний в армии. К примеру, в последние годы на выставках фигурирует отечественный БПЛА "Волк-18". Это квадрокоптер с поперечником 600 мм и взлетной массой 6 кг, способный оставаться в воздухе до получаса. Полученный запас грузоподъемности используется для перевозки развитой оптики и пусковых устройств, стреляющих сеткой. Такой беспилотник может участвовать в "охоте" на другие летательные аппараты.

В перспективе следует ожидать появление схожих БПЛА с возможностью несения полноценной боевой нагрузки, в первую очередь для атаки наземных целей. Кроме того, легкий квадрокоптер может стать барражирующим боеприпасом для поражения небольших объектов.

Перспективное направление

Таким образом, легкие квадрокоптеры постепенно находят свое место в наших вооруженных силах. Изделия существующих моделей активно используют для наблюдения и разведки, дополняя БПЛА самолетного типа. Параллельно осуществляются опыты с поиском новых сфер применения. Кроме того, промышленность, видя интерес и нужды армии, разрабатывает новые образцы с теми или иными особенностями и новыми возможностями.

В начале года в отечественных СМИ появлялись сообщения о скором начале полномасштабных закупок легких квадрокоптеров для оснащения разных частей и подразделений. Из сообщений Минобороны следует, что эти планы уже выполняются, и в части идут десятки новых беспилотных комплексов. Это показывает, что армия завершила этап испытаний и наработки опыта - и готовится к полномасштабному получению всех ожидаемых преимуществ.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 сентября 2021 года | Дайджест публикаций за 23 сентября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости