О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не мытьем, так катаньем, "Прометей" колесной безопасности

Макет перспективного легкого истребителя Checkmate включат в госпрограмму вооружения на 2024-2033 годы

Макет перспективного легкого истребителя Checkmate включат в госпрограмму вооружения на 2024-2033 годы. Об этом в кулуарах Тюменского нефтегазового форума рассказал вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, даже при существующей "у Минобороны настороженности с точки зрения требований надежности (к однодвигательным самолетам. - "НВО") Минобороны может рассмотреть вопрос закупки однодвигательных истребителей в рамках будущей госпрограммы вооружения". И добавил, что наличие самолета на вооружении собственной армии способствует экспортному потенциалу машины.

В плане экспорта Юрий Борисов абсолютно откровенен: российским военным Checkmate неинтересен. На презентации машины в рамках "МАКС-2021" в подмосковном Жуковском их не было. Истребитель не появился и в Кубинке на форуме "Армия-2021". Продать его можно только на экспорт. Цену озвучил глава "Ростеха" Сергей Чемезов - 25-30 млн долл., что в несколько раз дешевле, чем зарубежные аналоги. Конкурировать машина при этом будет не с самыми популярными западными истребителями - французским Dassault Rafale и шведским Saab Gripen. По словам Сергея Чемезова, они стоят в диапазоне 60-90 млн долл. Но нюанс заключается в том, что конкуренты осязаемы, а вот "Шах и мат" - абсолютно виртуальный пиар-роект.

"Насколько я помню, начало летных испытаний - 2023 год, организация массового производства при наличии спроса, думаю, что 2025-2026 годы - вполне реалистичные сроки. Иначе мы просто не войдем на этот рынок, где присутствуют уже американские и китайские (однодвигательные) модели. По своим характеристикам этот самолет обладает очень хорошим потенциалом, у него есть все перспективы занять определенную нишу, у него уже есть потенциальные покупатели. Два критерия: быстрый вывод его на рынок и разумная цена - это его характеристики, которые позволят ему занять соответствующую нишу", - поддержал коллег по цеху Юрий Борисов.

Тут можно даже не вспоминать, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК - входит в "Ростех") переживает сегодня этап реформирования. Он до банальности прост - сокращение производственных и рабочих мощностей. Российский авиапром - давно не советский. Рынок сбыта его продукции сократился буквально до одного заказчика - Минобороны. А с ним не просто. Армия реально воюет и ей не нужны поделки, требующие времени на доводку и оптимизацию.

Пример - легкий истребитель МиГ-35. Как и Checkmate, его презентовали с не меньшей помпой в надежде на контракт с Индией. Но ни индийцам, ни россиянам машина не приглянулась. Нью-Дели купил французские Rafale, наши военные ориентируются на самолеты Су-30/35 и новые Су-57. Проблема на поверхности: экспортно ориентированный продукт, построенный с использованием иностранных комплектующих, в российскую армию попасть не может. Тем не менее специалисты "Ростех" и Минпромторга уверены в обратном.

В Тюмени вице-премьер сказал и о комплексе С-500 "Прометей". Это новая зенитная ракетная система, призванная дополнить арсенал комплексов С-300 и С-400 "Триумф". Американцы считают, что в арсенале ЗРК будут ракеты-перехватчики с активной радиолокационной головкой самонаведения. Это, по мнению экспертов, сделает его похожим на американскую систему THAAD - противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности.

Есть мнение, что "Прометей" - не просто зенитно-ракетная система, это целый комплекс мер по объединению российской системы ПВО-ПРО в единое информационное пространство. Косвенно об этом говорит и Юрий Борисов, отмечая, что в войска направляются элементы комплекса. Какие именно, вице-премьер не говорит. Понять, что в итоге будет иметь армия, нельзя. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что в России создана первая в мире многоэшелонированная система ПВО-ПРО, прикрывающая нашу страну от массированных ракетных ударов.

И еще одно весьма интересное наблюдение: на фото, представленных Минобороны, мы обнаруживаем, что С-500 "Прометей" на колесной базе ЗАО "Брянский автомобильный завод" - пятиосном тягаче российского производства. До этого все мобильные системы ПВО - С-300, С-400, "Тополь-М", "Ярс", системы РСЗО и оперативно-тактический комплекс "Искандер-М", носители крылатых ракет "Бал", "Бастион" - базировались на колесах Минского завода колесных тягачей. Без оглядки на Союзное государство Россия плавно импортозамещает колесную базу своей национальной безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка