О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет РЭБ Shenyang J-16D появился на публике

28 сентября в китайском г. Чжухай открывается очередной международный авиасалон Airshow China 2021

28 сентября в китайском г. Чжухай открывается очередной международный авиасалон Airshow China 2021. Как всегда, на этом мероприятии Китай демонстрирует новейшие собственные разработки в разных областях. Одной из новинок этого года стал перспективный самолет радиоэлектронной борьбы Shenyang J-16D. Он впервые демонстрируется широкой публике - и привлек ее внимание еще до начала выставки.

Путь к выставке

В начале десятых годов китайская Shenyang Aircraft Corporation (SAC) начала летные испытания перспективного истребителя J-16, выполненного на базе более старого J-11. За несколько лет самолет прошел все необходимые проверки, после чего в 2015 г. был принят на вооружение. К настоящему времени построено ок. 200 таких истребителей, и в будущем их число продолжит расти.

Когда базовый J-16 находился на стадии испытаний, в китайских и зарубежных изданиях появилась информация о возможном создании его специализированных вариантов. Позже эти слухи подтвердились: SAC в сотрудничестве со смежными организациями разработала новую модификацию J-16 - самолет РЭБ. Этот проект получил индекс J-16D.

Первый полет опытного J-16D состоялся 18 декабря 2015 г. Корпорация-разработчик раскрыла сам факт начала испытаний и опубликовала несколько фотографий прототипа в воздухе. Позже публиковались новые снимки и отдельные факты о самолете. Они давали общее представление, но не позволяли составить полную картину со всеми подробностями.

В течение нескольких следующих лет точный статус проекта J-16D оставался неизвестным. Время от времени опытную машину замечали в воздухе, но SAC или НОАК воздерживались от содержательных комментариев. При этом можно было предполагать, что проект продвинулся достаточно далеко и вскоре дойдет до серии.

В начале прошлой недели стало известно, что полноценный самолет J-16D впервые станет выставочным экспонатом на открытом мероприятии. Вскоре на китайских интернет-ресурсах появились любопытные фотографии. Сначала в объектив попало прибытие самолета на аэродром Чжухай, а затем его запечатлели в составе статической экспозиции - пока под чехлом, но в «боевой» конфигурации. После прибытия на стоянку самолет получил подвесные контейнеры с аппаратурой.

Технические секреты

Самолет J-16D выполнен на базе серийного истребителя 4 поколения J-16 и сохраняет основную часть конструкций, систем и агрегатов. При этом планер и другие компоненты пришлось доработать с учетом новой роли. Большая часть таких изменений скрывается внутри самолета и затрагивает бортовой радиоэлектронный комплекс. При этом имеются и немногочисленные внешние отличия.

Выставочный J-16D внешне не отличается от ранее показанного опытного самолета. Возможно, за прошедшие годы проект был изменен и улучшен, но такие доработки не привели к заметным изменения внешнего вида, хотя и должны были сказаться на рабочих характеристиках.

В целом самолет РЭБ похож на базовый истребитель, хотя и имеет некоторые отличия. Так, из правого наплыва крыла убрали автоматическую пушку. Также удалили оптико-локационную станцию под козырьком фонаря. Все это позволило высвободить объемы для установки некоторой новой аппаратуры. При этом самолет не теряет характеристики и качества, т.к. не предназначен для прямого столкновения с противником.

Носовой обтекатель J-16D по размерам и форме немного отличается от детали базового истребителя. Под ним, как сообщалось, находится новая РЛС с АФАР. Сохранены контейнеры на законцовках крыла, однако они увеличены и имеют другую форму, что говорит об установке иной аппаратуры.

Состав целевого оборудования неизвестен. Предполагается, что J-16D несет набор антенн для приема радиосигналов, аппаратуру обработки и управления, а также целый ряд станций помех с разными характеристиками. Самолет может использовать не только встроенные приборы, но и подвесные контейнеры. Так, на выставке показывают машину с четырьмя контейнерами. Пара подвешена под крылом, два других - под фюзеляжем.

Модели, предназначение и характеристики контейнеров неизвестны. Все они имеют схожий внешний вид и выполнены на основе обтекаемого корпуса прямоугольного сечения. Некоторые оснащены внешними антеннами-плоскостями. Ясно лишь то, что в них установлены радиоэлектронные средства, и J-16D может нести сразу несколько таких систем.

От базового истребителя самолет РЭБ получает двухместную тандемную кабину. Одно из мест, как и ранее, предназначено для пилота, второе - для штурмана-оператора. Последний отвечает за применение радиоэлектронной аппаратуры и решение боевых задач.

Ранее в зарубежных изданиях циркулировала версия о возможном истребительном или ударном потенциале самолета J-16D. Даже после установки всех контейнеров РЭБ под крылом остаются пустые точки подвески. На них можно разместить ракеты «воздух-воздух» для самообороны или иное вооружение. Впрочем, специализированному самолету не нужны особые боевые возможности.

Перспективное направление

Истребитель J-16 уже пошел в серию и его доля в ВВС постоянно растет. Текущий статус его специализированной модификации J-16D пока не ясен. SAC или ВВС НОАК не раскрывали подобную информацию, а косвенные признаки серийного производства и появления в войсках пока не замечены. Однако нынешний премьерный показ самолета тоже может говорить о многом.

Первый опытный самолет РЭБ нового типа взлетел почти шесть лет назад, и за это время проект не остановился. Кроме того, машину наконец-то решили показать на выставке. Все это может указывать на то, что работы близки к своему завершению, и вскоре J-16D пойдет в производство, а затем попадет в войска.

Следует отметить, что J-16D не является единственным в своем роде. Параллельно с ним создавался аналогичный самолет для палубной авиации. Его выполнили на базе истребителя J-15 и тоже обозначили литерой «D». С точки зрения внешних изменений палубный J-15D похож на сухопутный J-16D и, вероятно, имеет схожие или такие же возможности.

В 2018 г. сообщалось о начале войсковых испытаний палубного самолета. Соответственно, к настоящему времени он мог пройти необходимые проверки и получить рекомендацию к принятию на вооружение. То же касается и унифицированного J-16D, который уже не первый год находится на испытаниях.

Наличие и ход проектов J-15D и J-16D показывает, что командование ВВС и ВМС НОАК учитывает современные тенденции развития тактической авиации и принимает соответствующие меры. Уделяется большое внимание развитию разнообразных радиоэлектронных систем, в т.ч. комплексов РЭБ. Разные изделия такого рода предназначаются для дооснащения боевых самолетов или для применения на выделенных платформах по типу J-16D.

Использование современного комплекса РЭБ, как ожидается, позволит новым самолетам засекать и подавлять различные источники радиосигналов, такие как РЛС, средства связи и управления противника. При этом платформы «устаревшего» 4 поколения обеспечат достаточно высокие летно-технические и эксплуатационные характеристики без каких-либо прочих потерь. Кроме того, получена высокая степень унификации с другой техникой авиационных частей.

Очевидное будущее

Для ВВС НОАК разработан новый специализированный самолет радиоэлектронной борьбы, унифицированный с другими новинками авиационного парка. J-16D уже прошел, как минимум, большую часть испытаний, а также впервые допущен к публичному мероприятию. Все это позволяет предполагать, что в ближайшее время разработка и доводка самолета завершится, и за ними последует серия.

Пока речь идет только о первой демонстрации J-16D на открытой выставке - но и это представляет большой интерес. Возможно, демонстрацию машины на стоянке дополнят раскрытием новой информации. При этом очевидно, что самолет РЭБ, вместе с другими новинками, станет одним из самых популярных образцов на выставке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка