Известия
4 октября 2021, 07:53
Заглушить прибор: самолеты при посадке во Внуково и Пулково сталкиваются с помехами
Самолеты при посадке в аэропортах Внуково и Пулково сталкиваются с отказами оборудования глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС), выяснили "Известия"
Потерять сигнал
Пилоты самолетов при посадке в аэропортах Внуково (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург) сталкиваются с отказами оборудования глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС). Это следует из трех писем, с которыми ознакомились "Известия": сообщения авиакомпаниям от врио директора московского центра "Госкорпорации по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД) Константина Капли, обращения в Росавиацию президента межрегиональной общественной организации пилотов и граждан - владельцев воздушных судов (РАОПА) Владимира Тюрина и ответа замруководителя ведомства Дмитрия Ядрова.
Начиная с 2017 года наблюдались сотни случаев преднамеренного создания помех работе ГНСС в Московской области и других регионах страны, сказано в письме Владимира Тюрина. Согласно ему, на эту проблему РАОПА трижды обращала внимание Росавиация - в 2017-м, 2018-м и в конце 2020 года.
Весной этого года российские авиавласти признали воздействие непреднамеренных и преднамеренных помех на работу ГНСС, указав на их систематическое наличие в Пулково и Внуково. В последнем аэропорту регистрируется до 80 случаев потери сигналов от спутников, сказано в письме Константина Капли главам авиакомпаний от 24 сентября. В нем уточняется, что до 80 раз в сутки срабатывают сигнализации "отказа общего контроля целостности" из-за пропадания на локальной контрольно-корректирующей станции (ЛККС-А-2000) сигналов от спутников ГЛОНАСС (российские) и GPS (американские).
Пилоты в двух перевозчиках, летающих во Внуково, подтвердили "Известиям" нередкие случаи потери сигналов. Один из них добавил, что сигнал пропадает примерно на одну минуту.
В соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по ГНСС, подписанными РФ наряду с другими государствами, не допускается создание несанкционированных помех гражданским сигналам GPS и ГЛОНАСС, которые могут привести к сбою в работе бортового оборудования воздушных судов.
Предупредить и запретить
В связи с помехами ГК по ОрВД предупредила авиакомпании о возможности неустойчивой работы ГНСС и попросила их при посадке в аэропорту Пулково использовать процедуры векторения воздушных судов (навигационное наведение самолетов с помощью указаний экипажам со стороны диспетчеров и карт), следует из письма Дмитрия Ядрова.
Замруководителя Росавиации также указал на неустойчивую работу ЛККС-А-2000 во Внуково из-за помех и о временном исключении этой станции из работы "до устранения негативного воздействия". ГК по ОрВД еще весной запретила перевозчикам осуществлять точный заход на посадку во Внуково с применением спутниковой навигации (GLS). Этот запрет на днях был продлен до конца года, сообщил "Известиям" источник в одной из авиакомпаний, летающих в этот аэропорт.
ЛККС-А-2000 разработала, выпустила и сертифицировала российская научно-производственная фирма "Спектр", сказано в ее отчетности. Представитель компании сообщил "Известиям", что оборудование ЛККС-А-2000, установленное в аэропорту Внуково, исправно и выполняет свои функции.
- Для захода на посадку с использованием спутниковых сигналов необходимо средство проверки качества сигнала. Таким средством, по стандартам ИКАО, является ЛККС-А-2000, главным назначением которой является сигнализация об отказе "контроля целостности" во время наличия помех сигналам ГНСС и информирование об этом инженерно-технических работников и диспетчерского состава, с чем она успешно справляется, - пояснил он.
Цена помех
Наличие помех небезопасно для воздушных судов, находящихся в районе аэродрома и использующих сигнал GPS, заявил представитель НПФО "Спектр". При этом степень критичности помех разная в зависимости от класса воздушного суда, сказал "Известиям" Владимир Тюрин. По его словам, для воздушного суда, оборудованного инерциальной системой, потеря GPS-сигнала может пройти незамеченной.
- Самолеты Boeing и Airbus оборудованы хорошо, у них есть инерциальная система, которая позволяет переживать относительно легко отказы GPS, особенно кратковременные, - они находятся в зоне действия этой помехи не так долго, - добавил эксперт.
По его словам, острее проблема помех стоит для бизнес-авиации и авиации общего назначения, так как некоторые небольшие самолеты и вертолеты не имеют инерциальной системы. Во Внуково находится крупнейший центр бизнес-авиации в Европе (Внуково-3). В январе-июле он обслужил более 10 тыс. бизнес-рейсов и почти 62 тыс. человек.
Большинство воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 10 т, сертифицированных для полетов по приборам, могут осуществлять навигацию только с использованием GPS, сказано в письме Владимира Тюрина. Для них отказ GPS вследствие преднамеренной помехи означает потерю возможности самостоятельной навигации.
Отказ ГНСС приводит к отказу системы автоматического зависимого наблюдения, для которой эта система - единственный источник информации о местоположении, следует из письма президента РАОПА. Также в нем сказано, что отказ ГНСС приводит к полному отказу системы предупреждения об опасности сближения с землей и повышению риска столкновения исправного воздушного судна с землей.
"Влияние отказов ГСНН на перечисленные системы имеют реальные риски безопасности полетов и жизням людей", - сказано в письме.
Запрет на осуществление точного захода на посадку по GLS в аэропортах может наложить серьезные ограничения на производственную деятельность перевозчика, сообщил "Известиям" источник в одной из авиакомпаний. По его словам, спутниковая система посадки дает небольшое преимущество по расходу топлива в том числе из-за меньшей вероятности искажения сигнала по сравнению с инструментальной (радионавигационной) системой посадки (ILS, тоже является точной) и ухода на второй круг.
Источники помех
По словам представителя НПФО "Спектр", причинами помех могут быть незаконные устройства-глушилки сигнала GPS, используемые водителями большегрузов для борьбы с сигналами системы "Платон". По его словам, также было зафиксировано несколько случаев использования этих устройств и водителями такси, которые подтвердила госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) при Минцифры. Эти же причины указал и Владимир Тюрин в разговоре с "Известиями".
- Одним из источников помех могут быть водители большегрузных автомобилей, которые выполняют "левые" рейсы. Они включают в прикуриватель устройство с маленькой антенной, которое вокруг машины искажает сигнал GPS, чтобы любой установленный работодателем в кабине трекер перестал передавать собственную координату. В этом случае водитель может сделать "левый" рейс, вернуться на свою точку, и это не будет зафиксировано трекером, установленным владельцем автомобиля, - пояснил эксперт.
По словам президента ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимира Матягина, водители фур в основном используют устройства-глушилки для того, чтобы не платить за проезд в системе "Платон", в которой взимается плата (2,34 рубля) с транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, за каждый пройденный километр на всех автодорогах общего пользования федерального значения.
В пресс-службе "Платона" сказали "Известиям", что указанная ситуация не связана с госсистемой, добавив, что обе трассы в районе аэропорта Внуково - Боровское шоссе и участок Киевского шоссе до 65 км - не являются федеральными дорогами, при движении по ним не взимается плата с грузоперевозчиков.
- Перевозчики не будут отключать в момент проезда по бесплатным участкам трасс устройства-глушилки сигналов "Платона". Если водитель ее отключит, но перед платной дорогой обратно включит, то треки автоматически восстановят маршрут и перевозчик попадет на деньги, - не согласился Владимир Матягин.
Использование фурами устройств-глушилок подтвердил "Известиям" один из водителей.
Еще один источник помех - устройства, дающие ложные GPS-сигналы. Вероятно, их используют правоохранительные органы для предотвращения полетов беспилотников над правительственными объектами, полагает Владимир Тюрин. По его словам, в прошивке любого беспилотника, продающегося в магазинах, зашиты координаты крупных аэропортов, и он отказывается летать над ними и, соответственно, над правительственными объектами при наличии такого ложного помехового воздействия.
Как заметил представитель НПФО "Спектр", суть проблемы лежит в организационной плоскости и говорит о необходимости применения комплекса мер по недопустимости искусственного создания помех сигналам ГНСС в районе возможного нахождения самолетов.
В феврале Росавиация поручила ГК по ОрВД организовать сбор и анализ информации о поступающих замечаниях, связанных с помехами. По результатам должны быть разработаны планы по их устранению или снижению негативного воздействия. В начале февраля проводилось совместное совещание с участием представителей ФСО, ФСБ, Минобороны, Роскомнадзора и Росавиации, на котором было решено разработать инструкции, предусматривающие порядок обмена информации о планируемых мероприятиях, на которых применяются спецсредства, способные создавать помехи оборудованию самолетов, следует из письма замруководителя Росавиации.
В Росавиации, ГК по ОрВД, Минтрансе, аэропортах Внуково и Пулково, крупнейших авиакомпаниях на запросы "Известий" не ответили. В Минцифры вопросы перенаправили в Главный радиочастотный центр. Там также не ответили....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В аэропорту Толмачево возобновят вылеты самолетов из сектора А - он был закрыт на ремонт
Апрель 19, 2024
"Калашников" показал новый дрон "Колизей-РУ" для наблюдения и доставки грузов