Звезда
6 октября 2021, 08:24
Осенние премьеры Перми промышленной
7 октября в ходе деловой программы состоится презентация газотурбинного двигателя промышленного назначения ПД-14 ГП-1/-2
Как сообщают в нашем КБ, на презентацию "Новые газотурбинные установки 12-16 МВт на базе двигателя ПД-14" приглашены руководители крупнейших нефтегазовых и энергетических компаний, представители инновационных центров, научно-исследовательских институтов, центральных и отраслевых СМИ.
Юбилейный форум вообще-то должен был состояться еще в 2020 году, но из-за разразившейся пандемии его сперва отложили до декабря, а потом и вовсе перенесли на 2021-й. За это время за душой у организаторов накопились сюрпризы, главным из которых, без сомнения, станет пермская новинка.
Согласитесь, первая наземная модификация первого отечественного двигателя, разработанного в постсоветское время, по определению должна привлечь внимание специалистов во всей отрасли. И потенциальных заказчиков тоже. Новейшая разработка пермского КБ, представленная в составе общей экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), будет использоваться в составе газоперекачивающих агрегатов на магистральных трубопроводах и газотурбинных электростанциях.
Причем новый двигатель можно применять как при строительстве новых объектов, так и для реконструкции действующего оборудования. По словам управляющего директора, генерального конструктора АО "ОДК-Авиадвигатель" Александра Иноземцева, соответствие новой разработки пермского КБ российским и международным экологическим требованиям обеспечено применением эффективных конструкторских решений, таких как технология "сухой" мало-эмиссионной камеры сгорания, уже реализованной в составе газотурбинных установок ГТУ-16ПМ и ГТУ-25ПМ (на базе газогенератора старого доброго ПС-90).
- Использование высокопараметричного газогенератора позволяет ПД-14ГП-1/-2 составить достойную конкуренцию импортным аналогам, - подчеркивает Иноземцев.
Основываясь на опыте все того же ПС-90, разработчики ПД-14 сразу предполагали, что сфера применения семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Поэтому конструкторы разработали унифицированный газогенератор, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования как в небе, так и на земле.
Как следует из сопроводительной документации, при разработке ПД-14 были применены такие новые элементы - плоды технологий последнего поколения:
- полые широкохордные титановые лопатки;
- малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава;
- монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения;
- керамические покрытия на деталях "горячей" части;
- полые лопатки турбины низкого давления и прочее.
Насчет будущего и настоящего для наземной модификации можно не сомневаться: ПД-14ГП-1/ГП-2 создан по заказу "Газпрома" и станет основой целой линейки газотурбинных установок мощностью 12 (ГП-1) и 16 (ГП-2) мегаватт.
Только в интересах "Газпрома" ОДК планирует выпустить не менее 200 таких установок в срок до 2030 года, а ведь есть и другие газодобытчики. Можно не сомневаться, что после презентации портфель заказов у "Пермских моторов" в совокупности станет еще толще.
Между тем продолжается наступление пермских разработок и в небе. Ростех сообщил, что ОДК завершила испытания второго опытного газогенератора двигателя ПД-8, предназначенного для самолета SSJ-New.
В рамках испытаний были подтверждены корректная работа узлов, требуемые параметры температуры и давления, соответствие экологическим нормам. Следующим этапом станут стендовые испытания первого опытного образца двигателя, которые намечены на начало 2022 года.
Газогенератор, состоящий из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, не зря называют сердцем авиационного двигателя. Именно эта часть приводит в движение силовую установку.
В ходе запусков на испытательном стенде оценивалась совместная работа узлов, выполнялись замеры температуры и давления, а также эмиссии вредных веществ. По их итогам подтверждена правильность решений, заложенных в "горячую" часть силовой установки.
- Создание ПД-8 ведется методом параллельной разработки "горячей" части двигателя, благодаря чему на реализацию проекта уходит меньше времени, - рассказал первый заместитель гендиректора Ростеха Владимир Артяков. - Госкорпорация завершила испытания уже второго опытного газогенератора, которые прошли успешно и подтвердили правильность используемых технологий. Сейчас ведется изготовление узлов для начала сборки опытных образцов.
Одновременно с их изготовлением продолжатся и испытания газогенераторов.
- Подтверждение конструкторских решений на этапе испытаний важно для всего хода сертификационных процессов, касающихся двигателя ПД-8, - пояснил заместитель генерального директора, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. - В планах испытания газогенератора на высотном стенде ЦИАМ в условиях, близких к работе двигателя. Параллельно компрессор пройдет испытания в составе автономной установки в ЦИАМ для исследования и подтверждения заложенных характеристик. (ЦИАМ - Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова - ред.)
В настоящий момент в рамках работы над силовой установкой уже пройден этап технического проекта. Завершено создание рабочей конструкторской документации, идет изготовление опытных образцов двигателя. Получение сертификата на ПД-8 запланировано на 2023 год. Причем в сообщениях и Ростеха, и ОДК подчеркивается, что создание маршевой силовой установки ПД-8 для самолета SSJ-New ведется в широкой кооперации предприятий ОДК, зиждущейся на основе опыта создания двигателя ПД-14.
Роль пермяков в грядущем импортозамещении на крыльях "Суперджета" не подчеркивается специально, но в отрасли все в курсе. По приблизительным оценкам, сегодня каждая вторая новость из российского авиастроения так или иначе обусловлена пермскими разработками....
Авторские права на данный материал принадлежат «Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции