Автор: Алексей Клочихин
Опубликовано: 06.10.2021, 08:24
 

Осенние премьеры Перми промышленной


В Санкт-Петербурге открылся X Международный газовый форум. 7 октября в ходе деловой программы состоится презентация газотурбинного двигателя промышленного назначения ПД-14 ГП-1/-2.

Как сообщают в нашем КБ, на презентацию "Новые газотурбинные установки 12-16 МВт на базе двигателя ПД-14" приглашены руководители крупнейших нефтегазовых и энергетических компаний, представители инновационных центров, научно-исследовательских институтов, центральных и отраслевых СМИ.

Юбилейный форум вообще-то должен был состояться еще в 2020 году, но из-за разразившейся пандемии его сперва отложили до декабря, а потом и вовсе перенесли на 2021-й. За это время за душой у организаторов накопились сюрпризы, главным из которых, без сомнения, станет пермская новинка.

Согласитесь, первая наземная модификация первого отечественного двигателя, разработанного в постсоветское время, по определению должна привлечь внимание специалистов во всей отрасли. И потенциальных заказчиков тоже. Новейшая разработка пермского КБ, представленная в составе общей экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), будет использоваться в составе газоперекачивающих агрегатов на магистральных трубопроводах и газотурбинных электростанциях.

Причем новый двигатель можно применять как при строительстве новых объектов, так и для реконструкции действующего оборудования. По словам управляющего директора, генерального конструктора АО "ОДК-Авиадвигатель" Александра Иноземцева, соответствие новой разработки пермского КБ российским и международным экологическим требованиям обеспечено применением эффективных конструкторских решений, таких как технология "сухой" мало-эмиссионной камеры сгорания, уже реализованной в составе газотурбинных установок ГТУ-16ПМ и ГТУ-25ПМ (на базе газогенератора старого доброго ПС-90).

- Использование высокопараметричного газогенератора позволяет ПД-14ГП-1/-2 составить достойную конкуренцию импортным аналогам, - подчеркивает Иноземцев.

Основываясь на опыте все того же ПС-90, разработчики ПД-14 сразу предполагали, что сфера применения семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Поэтому конструкторы разработали унифицированный газогенератор, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования как в небе, так и на земле.

Как следует из сопроводительной документации, при разработке ПД-14 были применены такие новые элементы - плоды технологий последнего поколения:

  1. полые широкохордные титановые лопатки;
  2. малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава;
  3. монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения;
  4. керамические покрытия на деталях "горячей" части;
  5. полые лопатки турбины низкого давления и прочее.
В результате за счет применения всего этого на ПД-14ГП-1/-2 удалось достичь увеличения топливной экономичности на 6-8 процентов против аналогов, эмиссии NOx - менее 50 мг/м3, ресурса - в 200 тысяч часов.

Насчет будущего и настоящего для наземной модификации можно не сомневаться: ПД-14ГП-1/ГП-2 создан по заказу "Газпрома" и станет основой целой линейки газотурбинных установок мощностью 12 (ГП-1) и 16 (ГП-2) мегаватт.

Только в интересах "Газпрома" ОДК планирует выпустить не менее 200 таких установок в срок до 2030 года, а ведь есть и другие газодобытчики. Можно не сомневаться, что после презентации портфель заказов у "Пермских моторов" в совокупности станет еще толще.

Между тем продолжается наступление пермских разработок и в небе. Ростех сообщил, что ОДК завершила испытания второго опытного газогенератора двигателя ПД-8, предназначенного для самолета SSJ-New.

В рамках испытаний были подтверждены корректная работа узлов, требуемые параметры температуры и давления, соответствие экологическим нормам. Следующим этапом станут стендовые испытания первого опытного образца двигателя, которые намечены на начало 2022 года.

Газогенератор, состоящий из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, не зря называют сердцем авиационного двигателя. Именно эта часть приводит в движение силовую установку.

В ходе запусков на испытательном стенде оценивалась совместная работа узлов, выполнялись замеры температуры и давления, а также эмиссии вредных веществ. По их итогам подтверждена правильность решений, заложенных в "горячую" часть силовой установки.

- Создание ПД-8 ведется методом параллельной разработки "горячей" части двигателя, благодаря чему на реализацию проекта уходит меньше времени, - рассказал первый заместитель гендиректора Ростеха Владимир Артяков. - Госкорпорация завершила испытания уже второго опытного газогенератора, которые прошли успешно и подтвердили правильность используемых технологий. Сейчас ведется изготовление узлов для начала сборки опытных образцов.

Одновременно с их изготовлением продолжатся и испытания газогенераторов.

- Подтверждение конструкторских решений на этапе испытаний важно для всего хода сертификационных процессов, касающихся двигателя ПД-8, - пояснил заместитель генерального директора, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. - В планах испытания газогенератора на высотном стенде ЦИАМ в условиях, близких к работе двигателя. Параллельно компрессор пройдет испытания в составе автономной установки в ЦИАМ для исследования и подтверждения заложенных характеристик. (ЦИАМ - Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова - ред.)

В настоящий момент в рамках работы над силовой установкой уже пройден этап технического проекта. Завершено создание рабочей конструкторской документации, идет изготовление опытных образцов двигателя. Получение сертификата на ПД-8 запланировано на 2023 год. Причем в сообщениях и Ростеха, и ОДК подчеркивается, что создание маршевой силовой установки ПД-8 для самолета SSJ-New ведется в широкой кооперации предприятий ОДК, зиждущейся на основе опыта создания двигателя ПД-14.

Роль пермяков в грядущем импортозамещении на крыльях "Суперджета" не подчеркивается специально, но в отрасли все в курсе. По приблизительным оценкам, сегодня каждая вторая новость из российского авиастроения так или иначе обусловлена пермскими разработками.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 октября 2021 года | Дайджест публикаций за 6 октября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости