Автор: Артем Кореняко
Опубликовано: 12.10.2021, 09:54
 

Власти отказали компаниям в совместной эксплуатации рейсов с субсидиями


Новые правила субсидирования рейсов в обход Москвы позволяют авиакомпаниям отдавать маршруты своим "дочкам", чем воспользуется группа "Аэрофлот". Но они не дают возможность делиться субсидиями между разными перевозчиками

Измененные правила субсидирования межрегиональных авиаперевозок в обход Москвы, вступившие в силу с начала октября, позволяют авиакомпаниям получать деньги и за рейсы, выполненные ее "дочками". Это следует из постановления № 1597, которое 22 сентября подписал премьер Михаил Мишуcтин.

В 2021 году на выполнение субсидируемых рейсов в обход Москвы выделено 7,7 млрд руб., говорил в начале сентября первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с президентом Владимиром Путиным. Как уточнила советник руководителя Росавиации Елена Михеева, на реализацию этой программы в 2022-м будет направлено 9,3 млрд руб.

Но в изменениях правил не учтена давняя просьба перевозчиков - разрешить использовать субсидируемые рейсы в так называемой схеме код-шеринга, когда авиакомпании совместно продают билеты фактически на один рейс. Как будут работать новые правила и почему код-шеринг пока остается вне регулирования, разбирался РБК.

Почему субсидируют авиаперевозки в обход Москвы

Власти поддерживают межрегиональные рейсы, выполняемые авиакомпаниями в обход Москвы, чтобы у пассажиров было больше возможностей перемещаться между регионами напрямую, а не через столичный авиаузел (так выгоднее летать перевозчикам). Благодаря субсидиям пассажиропоток на таких маршрутах в 2020 году превысил 18 млн человек. "Доля межрегиональных регулярных авиарейсов, минуя Москву, составила 45,5%, при плановых показателях 42% от общего количества внутренних регулярных маршрутов", - отмечал в марте 2021 года на расширенной коллегии Росавиации руководитель этого ведомства Александр Нерадько.

На кого рассчитаны новые правила

В 2021 году субсидируемые межрегиональные рейсы в обход Москвы выполняют более 20 авиакомпаний по 410 маршрутам, следует из данных Росавиации. До 1 октября перевозчики должны были подать заявки по этой программе на 2022 год. "Отбор получателей субсидии еще продолжается, перечень маршрутов и авиакомпаний в стадии формирования", - поясняет Михеева. По ее словам, перечень субсидируемых маршрутов власти сформируют до 1 ноября, а итоговые результаты конкурса Росавиация опубликует до конца ноября.

Главным интересантом измененных правил субсидирования стали "Аэрофлот" и его "дочка" "Россия". Появившуюся возможность выполнять рейсы авиакомпаниями группы в пресс-службе "Аэрофлота" назвали "важной инициативой". "В программе сможет принять участие ряд рейсов из Санкт-Петербурга и Красноярска в регионы. Это как собственные рейсы (одноименной авиакомпании "Аэрофлот"), так и выполняемые авиакомпанией "Россия", - говорит представитель "Аэрофлота".

В августе гендиректор "Победы" Андрей Калмыков говорил в интервью РБК, что не считает правильным строить бизнес-модель на получении субсидий. "Самолет берется в лизинг минимум на десять лет, а правила и механизмы получения субсидий меняются каждый год. Поэтому мы в субсидии не играем в принципе", - отмечал он. По его словам, "Победа" не умеет делать отчетность об использовании субсидий, которая бы устроила регуляторов, - правила их предоставления написаны "по-советски". С момента появления в конце 2013 года программы субсидирования рейсов в обход Москвы она корректировалась более десятка раз. Представитель "Победы" сообщил РБК, что лоукостер не собирается и в 2022 году выполнять субсидируемые рейсы.

В чем проблема с перевозками

По словам пресс-секретаря S7 Group Ирина Дуньковой, возможность передачи субсидируемых рейсов дочерним перевозчикам "фактически дает преимущество определенной группе российских авиакомпаний" (не уточняя, кого именно из конкурентов она имеет в виду). S7 Airlines и еще несколько региональных компаний, которые получали субсидии на полеты в обход Москвы, ранее выступали за возможность использования так называемого код-шеринга на субсидируемых рейсах. Схема код-шеринга работает следующим образом: это договор между авиакомпаниями о совместной эксплуатации рейсов на одном маршруте; каждая компания продает билеты на полет, который фактически выполняется одной из них, по своим ценам и под своим кодом и номером рейса. Но возможность реализации код-шеринга на субсидируемых перелетах до сих пор не прописана, поэтому авиакомпаниями не используется.

Перевозчики неоднократно обращались к властям с просьбой разрешить подобную схему. Одно из таких писем в декабре 2020 года подписали руководители S7, Utair, Red Wings, "ИрАэро", "РусЛайн" и "ЮВТ Аэро" и холдинга "Аэропорты регионов", объединяющего несколько региональных аэропортов. Его адресовали руководителю Росавиации Александру Нерадько. Комментируя это обращение в феврале 2021 года, Нерадько отмечал, что положение о код-шеринге войдет в новую редакцию программы. Почему этого не произошло, в пресс-службе Росавиации комментировать отказались. РБК направил запрос в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; к ней за поддержкой также обращались перевозчики).

"Сейчас код-шеринг не определен в постановлении (правительства), то есть для субсидируемых рейсов он ни разрешен, ни запрещен", - сказал РБК замгендиректора авиакомпании "РусЛайн" по коммерции Александр Крутов. Совместная эксплуатация таких рейсов, по его словам, упростит процесс покупки авиабилетов из узловых аэропортов в едином билете, что будет в первую очередь значительно удобнее для пассажиров. "Единственная связанная с разрешением код-шеринга сложность, на наш взгляд, заключается в контроле верхних границ тарифов на субсидируемые рейсы, так как в случае применения код-шеринга действует единый тариф", - говорит Крутов. Рейсы могут состоять из двух сегментов, в этом случае пассажиру не нужно покупать два раздельных билета, он приобретает единый билет. Если один рейс в составе такого единого билета субсидируемый, установить его стоимость и понять, не превышает ли она допустимые границы, становится сложнее, объясняет представитель "РусЛайна".

Директор по стратегическим коммуникациям "Аэропортов регионов" Евгений Красиков утверждает, что для возможности применения код-шеринга в рамках программы субсидирования рейсов в обход Москвы получены "все необходимые разрешающие разъяснения со стороны Минтранса" и эта технология "начнет в ближайшее время применяться". Но он не объяснил, как это будет работать, если такая возможность до сих пор не прописана в постановлении правительства. РБК направил запрос в Минтранс.

В начале октября глава "Аэропортов регионов" Евгений Чудновский и гендиректор Red Wings Евгений Ключарев сообщили журналистам, что Red Wings и "Уральские авиалинии" подписали код-шеринговое соглашение, которое будет применяться в том числе на субсидируемых рейсах из Екатеринбурга. Но они также не объяснили, как оно будет действовать. "В авиации все очень жестко: что не разрешено - то не разрешено", - подчеркивает представитель "РусЛайна". РБК направил запросы в пресс-службы "Уральских авиалиний" и Red Wings.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 октября 2021 года | Дайджест публикаций за 12 октября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости