О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Картошка прилетит на парашюте". Труднодоступным селам в Аллаиховском улусе предложили "ловить" овощи с неба

Что такое "северный завоз" и какие проблемы с ним ежегодно возникают в Якутии, знает, наверно, каждый житель республики

Что такое "северный завоз" и какие проблемы с ним ежегодно возникают в Якутии, знает, наверно, каждый житель республики. В конце прошлого года редакция News.Ykt.Ru выпустила серию материалов о том, как жители труднодоступных сел Аллаиховского улуса едва не остались без свежих продуктов на Новый год.

Нынешняя ситуация с осенним завозом овощей не менее напряженная, рассказали News.Ykt.Ru жители арктического района.

На днях в Чокурдах прибыла баржа с овощами - картофелем, луком, морковью и прочими дарами осени. Привезенные продукты должны быть распределены по населенным пунктам улуса, в частности, в труднодоступные деревни - Оленегорск, Русское Устье, Нычалах и Чкалов. Но из-за ухудшения обстановки на реке Индигирка привезти важный груз по воде уже не получится - выходить на лодках просто опасно.

- Проблема с доставкой овощей существует не первый год, - говорит глава поселка Оленегорск Галина Кривошапкина. - Весной этого года к нам приезжала представитель "Якутоптторга", которая сказала, что предприятие само решит проблему с доставкой. Сейчас мы узнали, что овощи к нам прилетят по воздуху, на самолете Ан-2.

Но из-за отсутствия взлетно-посадочной полосы в Оленегорске (в советские годы в селе ее начали строить, но в итоге проект не был реализован - прим. ред.) нам предлагают сбросить продукты на парашютах. Мы сначала решили, что они так шутят, ведь груз порывом ветра может сдуть в лес или он рассыплется при падении. Тогда овощи потеряют товарный вид или совсем превратятся "в кашу".

По заявке жителей только в Оленегорск должны были доставить более четырех тонн овощей. Некоторые жители села успели забрать и привезти продукты на лодках. Но оставшиеся три с лишним тонны продолжают оставаться в Чокурдахе.

"В райцентре нет овощехранилища. Я не могу отвечать за товарный вид продуктов, если нет должных условий хранения. Жители будут возмущаться, как в прошлом году (в середине декабря 2020 года в социальных сетях появились фото гнилой картошки, которую доставили в Аллаиховский улус - прим. ред.). Хотя, возможно, картошка испортилась во время хранения у самих жителей, поступила-то она в нормальном состоянии", - объясняет глава Оленегорска.

Раньше, чтобы сохранить товарный вид овощей и привезти их в село, администрация села была вынуждена за счет местного бюджета арендовать машину, оплачивать работу грузчиков и расходы на топливо.

Завоз овощей ждут и в селе Чкалов. По словам главы Алексея Николаева, администрация уже подготовила место для приема грузов.

"Способ, конечно, необычный, но я с ним согласен. Сам бывший авиатор, и знаю, как это все проходит. Раньше для геологических экспедиций так завозили и продукты и снаряжение. Конечно, было бы удобнее, чтобы прилетел вертолет и за один раз все привез. Но что поделаешь. Мы подготовили площадку, ждем в понедельник-вторник самолет, если позволит погода. Я согласен на любой вид транспорта, главное, чтобы привезли качественные продукты для людей", - говорит глава Чкалова.

По словам главы Аллаиховского улуса Якова Елисеева, в отдаленных селах никогда не было площадок для посадки самолетов.

"Завоз всегда осуществляли на вертолетах Ми-8, которым в принципе не нужна взлетно-посадочная полоса, достаточно ровного поля. Если самолеты и прилетали, то только зимой, и вместо шасси у них были лыжи, они садились на замерзшие озера", - рассказывает Яков Елисеев.

Несмотря на сложные условия доставки, цены на продукты, говорит глава Аллаиховского улуса, находятся в пределах нормы. Килограмм картошки стоит 80 рублей, лук - 75 и так далее. Сдерживание цен происходит за счет субсидирования перевозок правительством республики.

Почему был выбран такой нестандартный способ доставки продуктов и не развалится ли груз при падении с высоты, мы решили выяснить непосредственно у поставщика - предприятия "Якутоптторг", которое занимается завозом овощей в Арктику уже не первый год.

- Раньше мы завозили продукты только в 19 населенных пунктов из 82, это крайне мало, - говорит первый заместитель гендиректора АО "Якутоптторг" Сайдам Степанов. - В этом году было решено увеличить охват до 42 и сделать рейсы летом и осенью. Но объем финансирования у нас остался прежним, поэтому мы ищем способы, как доставить груз и не выйти за рамки бюджета.

В Белой Горе, Усть-Куйге уже работают торгово-логистические центры, третий в следующем году будет запущен в Среднеколымске. В них будут завозить продукты и затем распределять по арктическим селам на Ан-2. Самолет был выбран потому, что один его вылет обходится дешевле, чем рейс вертолета (чтобы завезти продукты вертолетом, его сначала нужно пригнать в Чокурдах. Это уже обойдется в 1,5 миллиона рублей. Плюс каждый вылет стоит 800 тысяч - прим. ред.). Но для самолета нужна хотя бы взлетно-посадочная полоса, которой в некоторых отдаленных арктических наслегах нет.

"Авиаторы предложили сделать "подушку" из покрышек, на которую установят поддоны, на них положат овощи, и таким образом спустят груз вниз. Если он развалится, это будут наши убытки. Если потеряется товарный вид, это также будет наша проблема. Пока мы не попробуем этот способ, мы не узнаем, сработает ли он. Во всем мире на парашютах сбрасывают не только продукты, но и военную технику", - объясняет Сайдам Степанов.

Как пояснил Степанов, в некоторых арктических районах жители своими силами восстановили взлетно-посадочные полосы для приема самолетов. Но в Аллаиховском улусе пока не видят такой возможности. Сейчас в Белую Гору Абыйского улуса идет теплоход "Михаил Мальчиков" с грузом. Как только он доберется до пункта назначения (корабль пережидал шторм на море, сегодня должен прийти в поселок - прим. ред.), предприятие попробует провести пробные рейсы по доставке овощей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новости Якутии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка