О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мечта сбылась, но посадка была жесткой

В субботу 9 октября в поле недалеко от поселка дунаевка зеленоградского района всего через несколько минут после взлета рухнул самодельный самолет

В субботу 9 октября в поле недалеко от поселка Дунаевка Зеленоградского района всего через несколько минут после взлета рухнул самодельный самолет. За его штурвалом находился 84-летний пенсионер.

Между небом и морем

Всю жизнь Альберт Батуев разрывается между небом и морем.

"Всегда мечтал подняться в небо - с тех самых пор, когда, будучи мальчишкой, клеил модели самолетов, - говорит Альберт Дорнаевич. - Но учиться поступил в Технический институт рыбной промышленности, на судостроительный факультет. Тогда мы жили в Москве с мамой и братом (отца репрессировали в 1938-ом). Когда я учился на третьем курсе, перебрался в Калининград. Работал в лаборатории мореходных качеств, испытывал модели судов, вел научную работу, изобретал".

Но мечта не отпускала. 25 лет с перерывами после работы инженер конструировал в гараже летательный аппарат. Благо, технология известна. Свой первый самолет он называет "неудачным".

"Крылья я сделал из алюминиевых дюралевых трубок, поперечные из фанеры. Между ними проложил пенопласт. Сверху - пленка, которой обклеивают мебель. Корпус собрал из тех же трубок (лыжных палок и хулахупа). Пропеллер изготовил из липовых досок. Под шасси приспособил колеса от детской коляски. А мотор взял от бензопилы "Дружба", - обстоятельно рассказывает Альберт Дорнаевич. - Мы с товарищем нашли поле с обрывом. Прицепили аппарат на веревке к "Запорожцу", запустили пропеллер, но пролетел я всего 50 метров и воткнулся в землю. Пропеллером повредил ногу. Тогда мне было 40. Если у первого моего самолета размах крыльев был 12 метров, то следующий я решил сделать поменьше - с девятиметровыми. Мотор взял от "Урал электрон" - пять лошадиных сил. Рассчитал все, но он никак не хотел влетать! Низко расположенное крыло касалось земли. Всего было 15 попыток на разных аэродромах. И все заканчивались очередным ремонтом".

В этом году Батуев назначил испытание на большом поле. Там ошибки по управлению простительны. Знал, что идет на опасное дело. Без напарника - никак. Взял для поддержки верного друга Владимира. Он помог собрать самолет (конструкцию приходится возить в разобранном виде) и ждал испытателя в машине.

Мертвая петля

Альберт Дорнаевич сел за штурвал и неожиданно для себя быстро поднялся на уровень десятиэтажного дома.

"Меня удивило, как быстро я взлетел, - рассказывает бесстрашный испытатель. - Смотрю вниз: там предметы освещает солнце, а мой аппарат как бы завис над ними в воздухе. Подумал: может, встречный ветер? Но ветра в этот день не было. Наверное, слишком круто шел. Приборы не работали, действовал по наитию. Решил увеличить скорость: потянул ручку на себя. И, видимо, слишком сильно. Я настолько быстро пошел вниз, что отделился от сиденья (был не привязан). Опять тяну ручку на себя, чтобы выровнять. И, судя по мельканию деревьев, понял: иду на мертвую петлю. Очнулся уже на земле в разбитом самолете. Нога болит зверски. Крышу кабины заклинило. С трудом открутил винтики, открыл стекло. Тут набежали сотрудники МЧС. Как я ни сопротивлялся, уложили на носилки и увезли в больницу. Но отделался легко: переломом лодыжки. В больнице наложили гипс. Сейчас нахожусь дома - на изоляции. Пять недель еще сидеть. Больше всего беспокоюсь, что нарушил воздушное пространство, за что грозит штраф. А я про это и не знал. Буду ли восстанавливать аппарат? Еще не решил. "Стипендия" у меня небольшая, все заново покупать слишком накладно".

К слову, спасателей вызвал не Владимир (он потерял друга из поля зрения), а какой-то авиамоделист. Сейчас обломки самолета арестованы. Наш испытатель ждет вердикта следователей.

"Посмотрела видео с полетом папы и ужаснулась: за горизонт улетел, - рассказала дочь Светлана. - Это счастье, что он сломанной ногой отделался. В рубашке родился. Мама уже к таким кульбитам отца привыкла. Он у нас творческая натура. Люди ходят на работу деньги зарабатывать, а он изобретать. У него масса изобретений, последнее случилось всего два года назад. Такая страсть у человека. Он у нас еще и рисует: пейзажи, акварели. Пока работал, писал картины, занимался своими кораблями. А вышел на пенсию, и они отошли в сторону. Стал строить самолеты. Сделал "Педикар" - автомобиль с мускульным приводом. Он у нас в подвале стоял, пока не обокрали. Вы думаете, для нас падение самолета было сюрпризом? Все отлично знали, чем это закончится. Готовы отцу в чем угодно помогать, только не в этих затеях. Но он нашел для поддержки друга-соратника. Заехали на штрафстоянку - самолет вдребезги. Остановит ли это папу? Честно говоря, не знаю"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка