Автор: Сергей Юферев
Опубликовано: 21.10.2021, 18:50
 

Ми-8. Вертолет сотни профессий


Вертолет Ми-8 при жизни стал легендой авиации. Этой машине, созданной конструкторами ОКБ Миля, принадлежит ряд важных рекордов. Первый опытный образец будущего вертолета поднялся в небо на заре оттепели летом 1961 года. По прошествии 60 лет вертолет по-прежнему поднимается в небо и не собирается сдавать позиций.

Вертолеты Ми-8 были поставлены более чем в 100 стран по всему миру, а их общий налет превысил 100 миллионов часов. Одновременно с этим вертолет удерживает рекорд по массовости. Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолетом на планете (всего выпущено более 13 тысяч машин различных модификаций). Этот же результат позволяет советскому/российскому вертолету входить в список самых массовых винтокрылых машин в истории авиастроения.

Ставка на газотурбинные двигатели себя полностью оправдала

Над созданием нового многоцелевого вертолета в СССР задумались во второй половине 1950-х годов. Работы по созданию будущего Ми-8 возглавили инженеры и конструкторы ОКБ Миля. К тому моменту они уже имели в своем послужном списке достаточно удачный для своего времени вертолет Ми-4. На протяжении 1950-1970-х годов данная машина оставалась основным транспортно-десантным вертолетом всех стран Варшавского договора.

Ми-4 напоминал американский Sikorsky S-55. Машины были похожи и по компоновке, и по внешнему виду. При этом Ми-4 превосходил американский вертолет по массе и грузоподъемности практически вдвое. Машина, которая создавалась на смену Ми-4, должна была превзойти предшественника по всем показателям. С реализацией этой задачи главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль и его коллеги справились блестяще.

Можно сказать, что Михаил Леонтьевич Миль произвел в вертолетостроении маленькую революцию.

Конструктор предложил использовать на новом вертолете газотурбинные двигатели, которые были призваны повысить не только летные характеристики вертолета, но и улучшить экономическую эффективность его использования. Помимо всего прочего, новый вертолет должен был стать винтокрылой машиной с двухдвигательной установкой, что повышало надежность вертолета.

Первые опытные образцы новой винтокрылой машины получили обозначение В-8 или изделие "80". Строительство первых пяти опытных вертолетов началось в 1958 году. К тому моменту в СССР не существовало собственных вертолетных газотурбинных двигателей, по этой причине все первые прототипы оснащались самолетным двигателем Аи-24. Двигатель на опытных машинах был только один, его специально дорабатывали, чтобы разместить на борту вертолета.

Первый полет опытного образца В-8 состоялся 24 июня 1961 года.

Во время этого полета машина выполнила непродолжительное висение в воздухе. По прошествии двух недель, 9 июля 1961 года, опытный образец вертолета принял участие в авиапараде, который традиционно в те годы проводился на Тушинском аэродроме. Тогда вертолет совершил полет по кругу.

Второй прототип будущего Ми-8 под обозначением В-8А приступил к испытаниям в 1962 году. К тому моменту машина уже получила первые советские турбовинтовые вертолетные двигатели ТВ-2-117. Также машина получила пятилопастной винт, на Ми-4 несущий винт был четырехлопастным.

Первый полноценный полет прототип В-8А совершил в сентябре 1962 года.

Ми-8 стал прекрасной заменой для Ми-4

Испытания третьего прототипа В-8АТ начались в 1963 году.

Это был транспортно-боевой вариант вертолета для вооруженных сил. Именно данная модификация послужит затем базой для всех остальных версий вертолета. После успешного завершения испытаний и внедрения в конструкцию всех необходимых доработок вертолет в 1965 году отправился в серийное производство под обозначением Ми-8.

Новый вертолет изначально разрабатывался как замена военно-транспортных Ми-4. При этом компоновка вертолета изменилась принципиальным образом. Расположение силовой установки и кабины пилотов на Ми-8 по сравнению с Ми-4 фактически поменялось местами. Благодаря такому техническому решению ОКБ Миля, человек среднего роста смог по грузовому салону Ми-8 ходить не пригибаясь. При этом высота хвостовой балки нового вертолета была достаточно высокой для того, чтобы в грузовую кабину мог въехать легковой автомобиль.

В процессе проектирования и испытаний вертолет получал все больше отличий от своего предшественника. Самыми заметными из них стали: трехточечное шасси, пятилопастной несущий винт, обширное остекление кабины пилотов. Все эти решения, в конечном счете, заложили фундамент для долголетия Ми-8, который десятилетия несет службу в самых разных уголках планеты, часто оставаясь единственным транспортным средством связи отдаленных и труднодоступных районов с Большой землей.

В 1967 году новый вертолет официально приняли на вооружение советских ВВС.

Достаточно скоро он полностью вытеснил из военной авиации своего предшественника - Ми-4. При этом вертолет Ми-8 оказался настолько удачным в техническом и конструкторском смысле, что закупки модернизированных версий данного вертолета российские ВВС продолжают и спустя полвека после принятия вертолета на вооружение.

Почему Ми-8 называют вертолетом "ста профессий"

Изначально производство вертолета Ми-8 развернули на заводе № 386, который известен сегодня как Казанский вертолетный завод. На начальном этапе производства существовало две основных и самых массовых версии вертолета - Ми-8П (пассажирский вариант) и Ми-8Т (транспортно-десантный вариант для военных). При этом спрос на новую авиационную технику превзошел все ожидания. Уже в 1970 году производство Ми-8 развернули и на Улан-Удэнском авиационном заводе, где оно продолжается и сегодня.

В наши дни Ми-8 называют вертолетом "ста профессий", и это полностью оправдано. С середины 1960-х годов заводы выпустили более 100 модификаций этой удивительной машины, которая оказалась многоцелевой не только по названию, но и по смыслу. Столь универсальный вертолет, который нашел себя в военном деле и на гражданке, еще стоит поискать.

Гражданские и военные версии вертолетов Ми-8/17 являются одними из самых эксплуатируемых в своем классе. Среди произведенных модификаций вертолета: пассажирские, транспортные, десантно-штурмовые, поисково-спасательные, санитарные, сельскохозяйственные, пожарные версии. Помимо этого, на базе Ми-8 создавались воздушные командные пункты управления, вертолеты РЭБ, минные заградители, машины для транспортировки VIP-персон.

Высокие летно-технические характеристики вертолета, простота в управлении, его долговечность, надежность и ремонтопригодность позволяют эксплуатировать машину даже в экстремальных погодных условиях в самых труднодоступных уголках планеты. А вместительная и удобная грузовая кабина позволили конструкторам создать десятки разновидностей вертолета.

В модификации Ми-17 вертолет не теряет своей актуальности

Летные характеристики и конструкция вертолетов Ми-8 с 1960-х годов многократно улучшались. Если при проектировании нового многоцелевого вертолета конструкторы закладывали грузоподъемность в две тонны, то в дальнейшем, по мере роста мощности турбовинтовых двигателей, она выросла до четырех тонн. Как сообщает холдинг "Вертолеты России", на новейшей модификации вертолета Ми-171А2 этот показатель удалось довести до пяти тонн.

Сегодня средние многоцелевые вертолеты семейства Ми-17 являются наиболее совершенными вертолетами в семье Ми-8. Данные машины представляют собой глубокую модернизацию вертолетов Ми-8 и по-прежнему широко востребованы на мировом рынке.

Вертолеты семейства Ми-17, выпускаемые в Улан-Удэ, в состоянии перевезти до 26 пассажиров или 36 десантников. Максимальная скорость полета вертолетов составляет 250 км/ч. Практический потолок - 6 000 метров. Дальность полета с двумя подвесными топливными баками - 1 065 км (офшорный вариант вертолета), максимальная взлетная масса - 13 000 кг, максимальная полезная нагрузка - 4 000 кг.

Большой полезный объем грузовой кабины - до 23 кубических метров (в пассажирском варианте - до 27 кубических метров), позволяет использовать машину в самых разных вариантах исполнения. В обычном пассажирском исполнении в салоне вертолета устанавливается 26 пассажирских кресел, в VIP-варианте количество комфортабельных кресел может составлять 9-12. В десантном варианте в салоне размещается 36 откидных сидений.

Размеры салона позволяют эффективно использовать средние многоцелевые вертолеты Ми-17 в качестве санитарных и даже "летающих госпиталей". В санитарном варианте в салоне вертолета может разместиться 12 носилок с ранеными. В варианте исполнения "летающий госпиталь" на борту вертолета размещается современное медицинское оборудование, которое позволяет медикам проводить широкий спектр работ, вплоть до сложных хирургических операций.

При этом существуют и боевые варианты вертолета Ми-17. К ним можно отнести новый вертолет Ми-171Ш Storm, продемонстрированный на форуме "Армия-2021". В Подмосковье новый вертолет добрался своим ходом из Улан-Удэ. Данная модель получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, "высотные" двигатели увеличенной мощности, а также усовершенствованные системы вооружения и средств защиты.

Основная ниша данной модели - борьба с терроризмом и проведение спецопераций.

Разработчики из Улан-Удэ подчеркивают, что новая модификация специально создавалась для обеспечения действий спецподразделений. Особое внимание при разработке вертолета Ми-171Ш Storm уделялось вопросу повышения безопасности экипажа и десанта.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 октября 2021 года | Дайджест публикаций за 21 октября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости