О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" улетает из России

"Аэрофлот" направит просторные лайнеры на зарубежные премиум-направления, предложив пассажирам других рейсов тесниться в салонах самолетов более низкого класса

"Аэрофлот" направит просторные лайнеры на зарубежные премиум-направления, предложив пассажирам других рейсов тесниться в салонах самолетов более низкого класса. Реформа растянется на пять лет.

Впервые информация о планах компании по прекращению полетов в 26 российских городов появилась в лентах ведущих российских СМИ еще в марте. "Известия" проанализировали данные системы бронирования авиаперевозчика - на тот момент он ушел уже из девяти аэропортов: Челябинска, Магнитогорска, Белгорода, Нижнего Новгорода, Астрахани, Воронежа, Нижнекамска (Набережных Челнов), Тюмени и Архангельска. Еще в 17 городов, по подсчетам издания, самолеты "Аэрофлота" должны прекратить летать до конца года.

Осенью эстафету подхватили региональные СМИ, которые обозначили "точную дату" прекращения полетов авиакомпании в 26 российских городов - 1 ноября.

В действительности в большинстве названных федеральными и региональными изданиями городов билеты на рейсы "Аэрофлота" пока по-прежнему доступны. Среди тех направлений, что перечисляли "Известия", авиаперевозчик прекратил перелеты в Магнитогорск, Воронеж и Белгород. Также отменены рейсы в Омск и Томск.

Но в дальнейшем на внутрироссийских направлениях "Аэрофлот" будет передавать слоты дочерним "Победе" и "России". Часть перелетов уже осуществляется в рамках код-шеринга - совместной эксплуатации рейсов "Аэрофлотом" и одной из его "дочек".

По данным на июль 2021 года, в полетной программе "Аэрофлота" значатся 52 российских города.

В перспективе перевозчик действительно снизит число собственных внутренних рейсов до минимума. Это заложено в стратегии развития группы компаний до 2028 года. Одно из ключевых ее направлений - переход к мультибрендовости, в результате которого госкомпания вместо соблюдения интересов государства и его жителей перейдет к удовлетворению собственных финансовых аппетитов.

Для России - эконом

В стратегии развития "Аэрофлот" позиционирует себя как перевозчика премиум-класса, ориентированного на высокодоходные среднемагистральные рейсы из Москвы и дальнемагистральные рейсы. Компания планирует обеспечить "передовой уровень качества сервиса", при этом оптимизировав маршрутную сеть с учетом доходности. В частности, она сфокусируется на маршрутах "с высоким спросом на бизнес-класс (например, Лондон, Женева, Цюрих) и линиях с высокой дальностью (например, Лиссабон, Мадрид)". Перечень внутренних воздушных линий на среднемагистральных направлениях будет ограничен.

В презентации стратегии прямо говорится, что "низкорентабельные направления" отойдут "Победе" - вместе с самолетами Boeing 737-800 из парка "Аэрофлота". А так как "Победа" считается лоукостером, можно ожидать соответствующей перекомпоновки кресел.

"У "Боингов", на которых летает "Победа", кресла стоят тесно, не откидывается спинка. Перекомпоновка зависит от нужд и политики компании. То, что части пассажиров с больной спиной будет неудобно, не значит, что и другим будет неудобно, особенно когда они посмотрят на цену. То есть просто отпадут те пассажиры, у которых болит спина, и придут те, кто хочет сэкономить".

К августу 2021 года авиакомпания "Аэрофлот" передала "Победе" 10 самолетов, в начале октября - еще четыре. За счет развития парка "себестоимость перевозок продолжит сокращаться". Как итог, к 2028 году доля "Победы" на российском авиарынке должна составить 30 процентов, а цены - снизиться на 30 процентов в экономклассе.

Другую часть внутренних рейсов и социально значимые маршруты возьмет на себя "Россия". Ее пассажиры будет летать исключительно на самолетах отечественного производства. В частности, на Sukhoi Superjet 100 - контракт на поставку 100 таких воздушных судов "Аэрофлот" заключил с Объединенной авиастроительной корпорацией в 2018 году. Как отмечал гендиректор авиакомпании "Россия" Сергей Александровский, "воздушные суда будут поступать во флот именно в той компоновке, которая нам необходима, - полностью экономический класс".

С момента ввода Sukhoi Superjet 100 в эксплуатацию в 2011 году с участием таких самолетов произошли две катастрофы, в которых погибли пассажиры. К настоящему моменту от их массового использования отказались несколько российских авиакомпаний и все иностранные.

Второй самолет, который будет использовать "Россия", - новейшая разработка MC-21-300 - по сути, прошедший глубокую модернизацию Як-42. Планировалось, что в серийное производство он поступит в 2017 году. Однако дату перенесли сначала на 2018 год, затем на 2021-й. В результате в этом году ожидается только его сертификация, когда начнется выпуск, неизвестно.

С госучастием, но без государственного интереса

Заложенная в стратегии развития сегментация группы компаний отчасти может быть связана с претензиями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к маршрутной политике лоукостера и, соответственно, к влиянию на цены на внутреннем рынке. В направленном два года назад в Минтранс письме говорилось о том, что "Аэрофлот" не в полной мере опирается на интересы государства: "Победа" сокращала число внутренних рейсов, активно развивая международные направления.

"Присутствие авиакомпании "Победа" на маршрутах способствует снижению цен на билеты для всех перевозчиков, в том числе конкурентов группы "Аэрофлот". Отказ лоукостера от внутреннего маршрута в пользу международного - это два шага назад", - заявляла в 2019 году начальник управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева.

Тогда антимонопольная служба даже предлагала приватизировать "Победу", за чем, по всей видимости, последовали переговоры с "Аэрофлотом". ФАС уступила - сначала заявила о том, что речь шла не о приватизации, а о продаже 25 процентов плюс одной акции "Победы". А позже, к концу 2019 года, "Аэрофлот" опубликовал новость о достижении договоренностей с ФАС по единому подходу к ценообразованию в сфере авиаперелетов в классе эконом.

Сейчас ФАС претензий "Аэрофлоту" не предъявляет, несмотря на лишение части граждан возможности выбора наиболее комфортного авиапередвижения по России.

Для сравнения: за восемь месяцев 2021 года авиакомпания "Аэрофлот" перевезла 10,34 миллиона пассажиров на внутренних рейсах, в то время как "Россия" - 5,55 миллиона, "Победа" - 9 миллионов.

- Сегментация позволит охватить большее число населения авиаперевозками, захватить больший рынок. Соответственно, больше зарабатывать - при грамотной ценовой политике. У "России" будут одни конкуренты, у "Победы" - другие. А у "Аэрофлота" будут конкуренты уровня Air France, - отметил Александр Фридлянд.

В погоне за премиум-клиентом и ростом прибыли "Аэрофлот" проводит политику грамотного коммерсанта, не обращая внимания на государственное участие в компании, финансовую господдержку и роялти от иностранных авиаперевозчиков за полеты над Россией. И не отвечая на вопрос, насколько новая бизнес-модель соответствует Транспортной стратегии РФ, в которой говорится об "обеспечении доступности и качества транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны". Ответ от "Аэрофлота" на запрос "Октагона" не поступил....
Авторские права на данный материал принадлежат «Октагон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка