Автор: Алексей Суконкин
Опубликовано: 27.10.2021, 18:15
 

ВС Украины впервые в боевой обстановке применили турецкий беспилотник "Байрактар"


Командование ВСУ официально подтвердило факт первого боевого применения беспилотных разведывательно-ударных аппаратов ТВ2 "Байрактар", ранее закупленных Украиной у Турции. 26 октября ударный дрон был использован в Донбассе, где при помощи управляемой бомбы было нанесено поражение гаубице Д-30 и находящемуся возле орудия расчету. На представленном видео видно, как после разрыва расчет орудия разбегается в стороны - по всей видимости, бойцы Народной милиции ДНР остались живы.

Как сообщили в Генштабе ВСУ, беспилотный аппарат во время нанесения удара находился в воздушном пространстве Украины, однако наблюдатели утверждают, что "Байрактар" на несколько километров углубился на территорию Донецкой Народной Республики, где и произвел пуск управляемого боеприпаса по артиллерийской позиции в районе Тельманово. Интернет-ресурсы, специализирующиеся на военной повестке, сообщают, что в воздухе одновременно находились сразу два "Байрактара", барражирующих на высотах от 5800 до 6300 метров.

Один из аппаратов наносил удар, другой осуществлял контроль результатов поражения. Сообщается, что пуск боеприпаса был выполнен с дальности 12,8 км, что соответствует предельным параметрам управляемой планирующей бомбы типа MAM-L, штатно входящей в состав вооружения данного типа беспилотников.

Вес бомбы составляет всего 22 кг, что серьезно ограничивает ее боевые возможности в сравнении с другими свободнопадающими авиационными боеприпасами, обычно имеющими больший вес и большее поражающее качество.

Длительное время до своего "боевого дебюта", в течение многих дней "Байрактары" осуществляли полеты вдоль линии боевого соприкосновения, с одной стороны изучая обстановку, с другой - "приучая" подразделения Народной милиции к своему присутствию, усыпляя их бдительность. В итоге украинская пресса и социальные сети захлебываются гордостью за свою "боевую авиацию", пылая уверенностью в скорой победе над непокорным Донбассом.

Сейчас многие наблюдатели будут говорить, что такое развитие событий стало возможным из-за отсутствия у Народной милиции ДНР нормально выстроенной системы ПВО, которая могла бы воспретить столь успешную работу "Байрактаров", как это было, например, в сирийском Идлибе в феврале 2020 года.

Вообще я хочу напомнить, как летом 2014 и зимой 2015 годов, когда в Донбассе сложилась критическая ситуация, а авиация ВСУ, "стреляя по кондиционерам", фактически уничтожала собственный народ, то у ополчения нашлось, чем ответить на удары с воздуха. Даже согласно официально признанным потерям самолетов и вертолетов, Вооруженные силы Украины в указанные периоды лишились порядка двух десятков летательных аппаратов - штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24, истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-8 и Ми-24, а также летательных аппаратов других типов, в том числе двух реактивных беспилотных разведчиков Ту-143.

При этом ополченцы заявили о гораздо большем количестве реально уничтоженной авиационной техники - буквально в три раза. Известно, что свои потери принято приуменьшать, а потери врага - преувеличивать: так было всегда и во всех войнах. Но факт остается фактом: после 2015 года над Донбассом украинская боевая авиация летать перестала - ибо она просто прекратила свое существование. Возможно, когда-нибудь беспристрастные историки изучат ситуацию с обеих сторон и дадут правдивые ответы о количестве сбитых над Донбассом самолетов и вертолетов, но и без этого понятно, что истина где-то рядом.

Теперь "Байрактары" в реальном деле - в условиях, когда существует договоренность о неприменении авиации, и она грубо нарушена украинской стороной. Киев явно идет на обострение конфликта, причем сразу после того, как Украину посетил министр обороны США Ллойд Остин. Американский военный министр в своей официальной речи во время пресс-конференции, состоявшейся после встречи с министром обороны Украины Андреем Тараном, заявил, что Россия - единственный источник агрессии в Черноморском регионе, и ее необходимо сдерживать. И Украина тут же бросилась бить Донбасс, будто непокорный регион и есть Россия.

Уверен, что российские средства контроля воздушного пространства совершенно точно могут знать, что происходит над линией соприкосновения сторон вооруженного конфликта в Донбассе, и факт применения "Байрактаров" безусловно задокументирован средствами объективного контроля. Однако Украина уже давно позволила себе отойти от достигнутых в Минске договоренностей, отвергнув все взятые на себя обязательства, которые должны были привести Донбасс к мирному урегулированию. Киеву уже давно не интересен мир - как и их кураторам из Вашингтона.

В тактическом и оперативном смысле никакие "Байрактары" не способны изменить ход военной операции армейского уровня, это всего лишь один из инструментов ведения войны, но не глобальный инструмент.

Но безнаказанное воздействие купленных в Турции аппаратов, конечно, будет подрывать моральный дух защитников непризнанных республик. Вероятно, расчет украинских стратегов сделан именно на это - на постоянные и систематические безответные действия. Именно поэтому их нужно сбивать. В том числе и над территорией противника - учитывая дальность действия их вооружения. А после того, как украинский генштаб на официальном уровне признал боевое применение "Байрактаров", то их уничтожение даже в воздушном пространстве Украины отныне не будет являться для Донбасса актом агрессии, как бы того не хотели в Киеве, а только актом самообороны.

Кажется логичным, если руководители ЛДНР в одностороннем порядке заявят о создании бесполетной зоны вдоль линии соприкосновения сторон с намерением уничтожать любой летательный аппарат, входящий в означенные границы. Мнение Киева, фактически отрицающего минские договоренности, в данной ситуации тревожить никого не должно. Как минимум, это оградит республики от безнаказанных ударов с воздуха в исполнении "Байрактаров", а как максимум - заставит и американцев задуматься, стоит ли им посылать свои стратегические беспилотные разведчики на мониторинг линии соприкосновения, что они так же делают уже многие годы.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 октября 2021 года | Дайджест публикаций за 27 октября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «ФАН ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости