О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прощание с небом: каким был последний гражданский рейс легендарной "Тушки". Репортаж в 25 кадрах

В российских авиакомпаниях не осталось гражданских Ту-154

В российских авиакомпаниях не осталось гражданских Ту-154.

28 октября 2020 года закончилась эпоха советского лайнера Ту-154. Свой последний гражданский рейс самолет выполнил по маршруту Мирный - Новосибирск. Теперь знаменитая "Тушка" останется в Сибири. Полет из Якутии длился дольше обычного - самолет и командир воздушного судна, который пролетал на Ту-154 всю жизнь, покружили над городом - так они попрощались с небом. Пассажиры написали трогательные стихи, самолет сел под бурные аплодисменты. Корреспонденты Анна Богданова и Александр Ощепков встретили Ту-154 "Авиакомпании АЛРОСА" в новосибирском аэропорту Толмачево. Вспоминаем, как это было год назад - в репортаже НГС.

Пронзительный ветер и непроглядная метель - эту тоскливую погоду выбрало небо для того, чтобы поставить точку в истории полетов легендарной "Тушки" - самолета Ту-154.

28 октября 2020 года - теперь важная дата в истории отечественного самолетостроения. В этот день советский авиалайнер Ту-154 "Авиакомпании АЛРОСА" выполнил свой последний гражданский рейс. Это был последний из могикан - единственный из оставшихся в гражданской авиации Ту-154. Теперь он останется здесь, в Новосибирске, уже навсегда.

Причину списания самолета в авиакомпании объяснили просто - истекает срок эксплуатации.

- По словам директора "Авиакомпании АЛРОСА" Андрея Гулова, у принадлежащего авиакомпании Ту-154М заканчивается действие сертификата летной годности, - приводит его цитату пресс-служба аэропорта Толмачево. - К тому же на смену ему приходят современные воздушные суда - более тихие и экономичные.

На борту лайнера был 141 пассажир. Первые вышли на трап и решили помахать окружившей самолет публике, но потом поспешили в автобус - все-таки погода оказалась не такой располагающей к широким улыбкам.

Главный герой дня, седовласый усатый командир воздушного судна, открыл окно и поприветствовал журналистов. В ответ на непрекращающийся стрекот фотокамер он показал большой палец - мол, все хорошо, ребята.

Как рассказали в авиакомпании, поднять самолет в этот исторический день доверили опытному экипажу: пилоту 1-го класса Александру Лешкевичу, имеющему более 18 тысяч часов налета, и Николаю Ворошилову, который отлетал почти 10 тысяч часов. В состав экипажа также вошли штурман-инструктор Игорь Контарез и бортинженер инструктор Михаил Богданов.

Вообще вся атмосфера события была какой-то теплой и в то же время грустной. А как еще может быть, когда что-то хорошее происходит в последний раз? Кстати, слово "последний" экипаж категорически не произносит. Видимо, это какое-то профессиональное негласное правило. Слово заменяют на "крайний", как бы кто к этому ни относился.

- Боже, последний, а дальше что?..

- Дальше другие, и все…

Набрав высоту, сделал последний круг. Мирный, прощай, лечу в высоту. А на борту печаль. Досрочно надо идти на покой. Но все равно все хорошо, жизнь удалась сполна. Мой легендарный "Ту" - особо гордись, страна.

Это строки из стихов, которые сочиняли во время полета пассажиры. О том, что сегодня Ту-154 выполняет последний гражданский рейс, им объявили по громкой связи. На борту раздавали сувениры и устроили такой конкурс. По словам бортпроводников, в поэтическом батле приняли участие около 10 человек.

Несколько пассажиров специально прилетели в Мирный, чтобы полететь на рейсе, который войдет в историю. Среди них была героиня НГС Мария Карманова, которая уже несколько лет восстанавливает свой самолет.

Когда самолет приземлился, хлопали громче, чем обычно. По крайней мере, так говорят сами пассажиры - члены экипажа никогда не слышат этих бурных аплодисментов.

Сегодня они выходят из кабины немного уставшие, немногословные, только пожимают плечами, глядя на тычущих в них микрофонами журналистов.

- Не просто сожаление - ночь не спали, - говорит штурман экипажа, отвечая на душевный вопрос о сиюминутных чувствах. - Прекрасный самолет. Самый скоростной самолет в мире. Если "Боинг" летит, он его "делает", как стоячего. Обходит.

- Скорость "Тушки", - говорит экипаж, - 950 километров в час, а так иногда и до 1300 развивали, как скорость звука. А "Боинг" идет 800.

История Ту-154 длится уже больше полувека. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года, а эксплуатация отечественного лайнера началась 9 февраля 1972 года. Ту-154 стал самым массовым советским реактивным среднемагистральным пассажирским самолетом.

В общей сложности построили больше 1000 лайнеров, напомнили в пресс-службе новосибирского аэропорта.

- Ему еще лет 15 работать. Запросто. Самый молодой самолет в гражданской авиации, - говорит второй пилот. - Самолет готов трудиться и трудиться.

По информации пресс-службы аэропорта Толмачево, этот борт, единственный оставшийся в гражданской авиации Ту-154, выпустили почти 28 лет назад. 25 ноября 1992 года на заводе "Авиакор" в Самаре. В 2002 году самолет эксплуатировался Мирнинским авиапредприятием, а в 2013 году пополнил авиапарк, созданный на его базе "Авиакомпанией АЛРОСА".

За последние 18 лет самолет налетал почти 27,5 тысячи часов. Только за время службы в авиакомпании борт выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез больше 160 тысяч пассажиров, 1224 тонны груза и 52 тонны почты.

Но все заканчивается, потому что есть сертификат летной годности, а продлевать его никто особо не хочет, потому что невыгодно.

- Экономически нецелесообразно. Топливная эффективность у "Боинга" выше. "Боинг" в два раза меньше потребляет, - объясняют причину члены экипажа и тихонько говорят почти между собой о том, что самолет, скорее всего, "порежут на металл".

Ту-154 приготовили площадку на территории новосибирского аэропорта. В мае прошлого года свой последний рейс совершил Ту-134, после чего его передали в Музей истории авиации аэропорта Толмачево, напомнили в "Авиакомпании АЛРОСА".

Самая трогательная речь в салоне Ту-154 была от командира воздушного судна, 63-летнего жителя Мирного Александра Лешкевича. Он неожиданно признался, что это и его "крайний полет".

- Александр Иванович Лешкевич, командир, инструктор Ту-154. Мне 63 года, из них 30 лет я отдал этому самолету. 30 лет, - медленно и спокойно перечисляет он факты своей биографии. - В 1990-м я начал на нем работать. То есть в прошлом веке. В 1992-м стал командиром, потом инструктором. Самолет - это сказка. Это любовь.

Командир рассказал, как с сожалением наблюдал за развалом советской авиации в 90-е годы. В 1993-м у него была возможность переучиться на А310 и гораздо больше зарабатывать, но решил остаться на Ту-154.

Почему? Ответил с улыбкой: "Это личное", - и продолжил рассказывать про свой любимый лайнер так, как будто это его ребенок.

- Он вообще прекрасный. В управлении, у него хорошие системы, очень легко управляется. Единственное, с ним всегда нужно быть на "вы". Не нужно думать, что ты умнее. Он не терпит такого разгильдяйства, - улыбается Александр Лешкевич и признается, что будет скучать.

- Вы расскажите всем. Может, где-то когда-то появится человек - чтобы этот самолет (забрал). Чтобы его не пустили на металлолом. Пусть кто-нибудь хотя бы поставит как объект, что угодно - как памятник. Какой-нибудь коммерсант заберет его на дачу.

Командир и его самолет в этом рейсе, можно сказать, попрощались с небом. На взлете в Якутии самолет пролетел лишний круг. В Новосибирске тоже хотелось, но погода пресекла все эти сентиментальности.

- Грустить буду, как еще можно провести, - говорит он о планах на вечер. - Погода такая - нет чтобы разогнать облака, пролетели бы еще напоследок. Но как-то резко она изменилась. Но все хорошо, все нормально, ребята.

К концу прощаний погода смягчилась. Рабочие служб аэропорта юркнули в салон самолета, чтобы начать привычные работы. А Александр Иванович торжественно расписался на борту своего "Туполева", а затем в "крайний" раз (конечно, в крайний) поднялся на трап, чтобы подбодрить экипаж и взмахнуть рукой для исторической фотокарточки.

В марте 2021 года появилась информация о том, что самолет выкупил владелец омского аэропорта Александр Анисимов. Пока решается вопрос с его транспортировкой из Толмачево. В советском лайнере планируют сделать музей и кафе....
Авторские права на данный материал принадлежат «НГС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка