Автор: Юрий Соколов
Опубликовано: 29.10.2021, 16:45
 

"Верный член НАТО хочет купить Су-35 и Су-57"

Кто в США против продажи F-16 Турции и почему это не поможет России


В МИД Турции заявили, что Анкара может купить у Москвы истребители Су-35 и Су-57, если Конгресс США заблокирует сделку по продаже турецким ВВС 40 истребителей F-16. Заявление последовало после обращения конгрессменов к президенту США Джо Байдену с просьбой не продавать самолеты. "Газета.Ru" разбиралась, что стоит за этим обращением и сможет ли Россия заменить США в роли поставщика истребителей для Турции.

"Стареющий арсенал истребителей Турции"

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в интервью телеканалу CNN Turk отметил, что Турция может купить у России истребители Су-35 и Су-57, если США откажутся от сделки по продаже F-16. "Турция никогда не была беззащитной. У нас есть альтернативы. Если Соединенные Штаты не захотят решать эти проблемы или Конгресс заблокирует это, в игру вступят другие варианты", - заявил глава турецкой дипломатии.

По словам министра, ранее США несправедливо исключили Турцию из программы F-35, а в качестве причины указали покупку зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400 "Триумф" у России. При этом Анкара заплатила за покупку F-35 $1,4 млрд, но самолеты так и не были поставлены. Сумма контракта с Москвой составила $2,5 млрд.

По данным международного доклада World Air Forces 2021, турецкие ВВС на данный момент располагают 245 истребителями F-16 устаревших модификаций. К 2030 году часть из них должна быть списана, что актуализирует для Анкары необходимость обновить свой авиапарк.

Этим планам может помешать намерение турецких властей закупить вторую партию ЗРК С-400 "Триумф".

В конце октября ряд конгрессменов направили президенту США Джо Байдену коллективное обращение, в котором законодатели убеждали главу Белого дома не продавать самолеты, а союзниками называли другие страны региона.

"Пока президент (Турции Реджеп Тайип) Эрдоган продвигает свой экспансионистский проект в Восточном Средиземноморье, Турция будет продолжать угрожать нашей национальной безопасности и безопасности наших ближайших союзников в регионе, таких как Греция, Израиль и Кипр. Мы настоятельно призываем вас действовать в наших национальных интересах и во имя стабильности в Восточном Средиземноморье, отказываясь укреплять стареющий арсенал истребителей Турции, и мы с нетерпением ждем вашего ответа", - говорится в обращении.

Энергетическая подоплека лоббизма

В письме с призывом отказать Анкаре в продаже F-16 неслучайно упомянуты три страны, которым якобы "угрожает" Турция в Восточном Средиземноморье, обращает внимание программный директор Валдайского клуба, профессор МГИМО и РАН Олег Барабанов.

"Вполне допускаю, что здесь есть и энергетическая подоплека. Открытие крупных потенциальных газовых месторождений на востоке Средиземноморья, которое привело к созданию мегапроекта газопровода EastMed, выявило очень глубокие разногласия между странами региона. По большому счету борьба за маршруты и раздел морского дна стали одной из причин эскалации ливийской войны, в результате которой сформировались две группировки стран. Одна представлена Турцией, Катаром, Ливией (в лице правительства национального согласия, ПНС), Турецкой Республикой Северного Кипра, а другая - Грецией, Израилем и Кипром", - пояснил эксперт.

В январе 2020 года Афины, Никосия и Тель-Авив подписали соглашение о строительстве газопровода EastMed для поставки газа из израильского месторождения "Левиафан" и кипрского месторождения "Афродита" в континентальную Европу.

Турция в ответ на эти действия подписала в ноябре 2019 года меморандум с ПНС Ливии. Согласно документу, континентальный шельф Ливии и Турции вплотную примыкает друг к другу и перекрывает проход для подводной части трубопровода, который ранее, по задумке авторов EastMed, должен был миновать турецкие воды.

Таким образом, без санкции и договоренностей с Анкарой провести его едва ли представляется возможным. Официальные лица страны неоднократно заявляли о намерении при необходимости защищать свою акваторию с привлечением военно-морского флота.

По словам Барабанова, этот процесс привел к возникновению серьезных противоречий, чреватых даже военным конфликтом. Лоббистские структуры в США начали проводить антитурецкую кампанию, часть которой выражается в отказе принять Турцию в программу F35 и, возможно, в блокировке сделки по F-16.

"Дальше слов дело у Анкары не идет"

"Логика письма понятна: наказать Турцию за покупку российского оружия, поскольку отказ от американского расценивается как подрыв престижа и авторитета ВПК США. Уязвленное самолюбие. Как это выглядит? Верный член НАТО закупает ЗРК из России и хочет купить Су-35 и Су-57? Это удар по коммерческим интересам", - подчеркнул военный эксперт Виктор Литовкин.
При этом эксперт сомневается в готовности Турции всерьез искать альтернативы в России.

"Заявление Чавушоглу далеко не первое в том ключе, что они якобы готовы купить российские самолеты. Но дальше их слов дело у Анкары не идет, поскольку в реальности турки не готовы покупать истребители у России, взять на себя серьезные обязательства. Кроме того, Анкара хочет организовать производство наших самолетов у себя. Но у меня большие сомнения, способен ли турецкий ВПК производить эти истребители. Это задача не одного дня, хотя физически мы уже готовы поставить им Су-35 хоть завтра. Что касается С-57 - здесь сложнее. Однако у нас есть экспортный вариант этого самолета. Он утвержден. Теоретически можем продать и его", - отметил Литовкин.

Эксперт добавил, что турецкой стороне следует учитывать ряд других технических моментов, ведь продавать два-три самолета Москве смысла нет, речь может идти как минимум о 20 истребителях.

"Для этого надо готовить местные аэродромы, системы наземного управления, тренажеры. Мало того, летчики также должны понимать русский язык. У нас не ведется преподавание на английском языке, не говоря о турецком. Главный вопрос в готовности Турции привязать себя к той стране, чью боевую технику она импортирует", - заключил Литовкин.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 октября 2021 года | Дайджест публикаций за 29 октября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости