О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Марий Эл суд апелляционной инстанции встал на сторону потребителя услуг воздушных перевозок

В середине сентября в Йошкар-Олинском городском суде было рассмотрено гражданское дело по апелляционной жалобе потребителя на решение мирового судьи

В середине сентября в Йошкар-Олинском городском суде было рассмотрено гражданское дело по апелляционной жалобе потребителя на решение мирового судьи, которым было отказано в удовлетворении исковых требований истца к АО "Нордавиа - Региональные Авиалинии" о взыскании стоимости авиабилетов, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

Гражданка обратилась в мировой суд с иском к АО "Нордавиа - Региональные Авиалинии" (впоследствии акционерное общество сменило название на АО "Авиакомпания Смартавиа"), в котором просила взыскать с ответчика в свою пользу стоимость авиабилетов, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. В обоснование заявления указала, что 6 марта 2020 г. через ООО "Авиалайн" приобрела авиабилеты на себя и несовершеннолетнюю дочь на сумму 25360 рублей на рейсы по маршрутам Чебоксары - Симферополь на 5 июня 2020 г. и Симферополь - Чебоксары на 19 июня 2020 г. Однако 1 июня по причине заболевания обратилась в лечебное учреждение, где ей был открыт лист нетрудоспособности на период со 2 по 8 июня. Истец 3 июня подала заявление в ООО "Авиалайн" о возврате денежных средств. Авиабилеты были аннулированы, однако их стоимость ответчиком не возмещена.

Мировой судья иск не удовлетворил, неверно истолковав положения постановления Правительства РФ от 06.07.2020 №991. Данным документом утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

В соответствии с п 4. Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в п. 1 или подп. "а" п. 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в п. 5 Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен п. 10 настоящего Положения (п. 6). Денежные средства, указанные в п. 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 10).

Не согласившись с решением мирового судьи, истец подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить. Ее доводы поддержало Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, которое вступило в процесс с заключением по делу в целях защиты прав потребителя.

Изучив материалы дела, Йошкар-Олинский городской суд определил, что согласно п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Исходя из положений п. 226 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82, пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующим с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с п. 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.

Учитывая приведенное правовое регулирование, суд апелляционной инстанции признал, что истец своевременно обратилась с заявлением о возврате денежных средств в связи с отказом от перевозки, при этом по представленным доказательствам (листку нетрудоспособности) данный отказ вынужденный.

Поскольку истец реализовала право на односторонний отказ от договора перевозки в связи с болезнью, провозная плата подлежит возврату в полном объеме.

Обстоятельств, свидетельствующих о реализации ответчиком как перевозчиком своего права в одностороннем порядке отказаться от исполнения перевозки в связи с угрозой возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, по материалам дела не установлено. Наоборот, перелеты по маршрутам Чебоксары - Симферополь 5 июня 2020 г. и Симферополь - Чебоксары 19 июня 2020 г. выполнены. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991, к сложившимся между сторонами правоотношениям не применимо.

Йошкар-Олинский городской суд отменил решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении исковых требований гражданки к АО "Нордавиа - Региональные Авиалинии" о взыскании стоимости авиабилетов, компенсации морального вреда, штрафа и взыскал с АО "Авиакомпания Смартавиа" денежные средства в счет возврата стоимости авиабилетов, компенсацию морального вреда и штраф на общую сумму около 39 тысяч рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступило в законную силу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка