О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выживать в нештатных ситуациях - искусство

Сформированная в октябре 1981 года специальная парашютная станция в составе Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков со временем превратилась в специальный центр выживания летного состава

Сформированная в октябре 1981 года специальная парашютная станция в составе Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков со временем превратилась в специальный центр выживания летного состава и подготовки специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы. Именно в этом центре учат выживать как летчиков, так и тех, кто по роду деятельности приходит им на помощь, - авиационных спасателей.

24 ноября 2015 года. Сирия. Возвращавшийся с боевого задания бомбардировщик Су-24 вдруг пропадает с радаров. Экипаж сбитого самолета катапультируется, но командира подполковника Олега Пешкова боевики расстреливают в воздухе, а штурман капитан Константин Мурахтин приземляется на территории, подконтрольной боевикам.

Операция по его спасению длилась около 12 часов - именно столько офицеру пришлось продержаться там в одиночку с поврежденной ногой.

Что делать, если ты сбит или потерпел крушение как в мирное, так и в военное время, как раз и учат в специальном центре выживания летного состава и подготовки специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы, расположившемся в живописном месте у Черноморского побережья в селе Агой.

В свое время сборы здесь проходил и Константин Мурахтин. Полученные знания вместе с высокими морально-психологическими качествами и профессиональной выучкой помогли штурману выжить на территории, контролируемой террористами, до прибытия поисково-спасательной группы. Слова глубокой благодарности, которые Мурахтин после этого случая высказал обучавшим его инструкторам Агойского центра, говорят о многом…

Корреспонденту "Красной звезды" представилась возможность во время чемпионата авиационных спасателей, состоявшегося на базе специального центра ВКС, понаблюдать за действиями тех, кто по роду службы в случае беды приходит авиаторам на помощь, и тех, кто учит их искусству выживания.

Отсюда взлетали герои

Взлетно-посадочная полоса Агойского военного аэродрома, откуда взлетает вертолет Ми-8
с обучаемыми и участниками чемпионата, находится у подножия горных хребтов, густо окаймленных высокими соснами, лиственницами и каштанами.

Строительство военного аэродрома в этом живописном месте было начато 80 лет назад, в октябре 1941-го. Командование округа и обстановка на фронте торопили и требовали сократить сроки ввода в строй аэродрома у берега Черного моря. Чтобы в 12 километрах от Туапсе в долине реки Агой его построить, предстояло выкорчевать на нескольких гектарах пни, выполнить огромный объем земляных работ, укрепить берега реки вдоль будущей взлетной полосы, создать дренажную систему. Для окончания строительства в месячный срок были привлечены 3,5 тысячи человек, 800 подвод, 30 тракторов и другая техника. Большой вклад в строительство внесли местные жители, и в их числе даже подростки.

Уже в мае 1942-го благодаря стараниям объединившихся людей и выполненной ими колоссальной работе с этой площадки поднимались в небо легендарные У-2.

Агойский аэродром был единственным, действовавшим в этом районе более или менее постоянно в период ноябрьских дождей. Его грунт, покрытый мокрой галькой, позволял базирующимся здесь самолетам И-153 и И-16 взлетать независимо от погоды. Отсюда поднимался в небо и Герой Советского Союза летчик-истребитель Владимир Снесарев, сражавшийся в воздушных боях над Туапсе. Работа нового аэродрома внесла свой вклад в защиту города и освобождение в дальнейшем Кубани от фашистов.

Учить тому, что сам умеешь в совершенстве

Сегодня плакат с исторической справкой о временах Великой Отечественной войны встречает всех, кто приезжает на обучение в размещенный на этом месте специальный центр выживания летного состава и подготовки специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы.

В октябре центр отметил юбилей - 40 лет со дня основания.

"Наша главная задача - готовить экипаж к выживанию и автономному существованию после крушения или катапультирования как в мирное время, так и в боевой обстановке. Важно, чтобы он смог продержаться до прихода поисково-спасательной группы", - поясняет начальник Агойского специального центра выживания майор Сергей Пацекула.

Насколько опасна профессия военного летчика, Пацекула знает с детства: его отец летал в истребительной авиации. Сергей Юрьевич сам мечтал пойти по его стопам, но не сложилось. Однако дорогу в небо все же нашел: на его счету порядка 2000 прыжков с парашютом, служба в подразделении специального назначения ВДВ и поисково-спасательной и парашютно-десантной службе военного аэродрома в Подмосковье. Сейчас он помогает другим авиаторам готовиться к нештатным ситуациям не только физически, но и морально.

"Практических занятий в центре примерно 60-80 процентов. То есть на стандартных двухнедельных сборах первые три-четыре дня обучающиеся постигают теорию, остальное время занимаются практикой и полевыми выходами. Вершиной подготовки становится автономное существование в течение суток для летного состава, около двух суток - для специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы. Наши инструкторы постоянно находятся с ними, контролируют их действия и добавляют вводные, усложняя ситуацию", - рассказывает майор Пацекула.

В программу обучения входят основы выживания, горная, топографическая и тактическая подготовка, работа с картами, ориентирование на местности, маскировка, отрыв от противника и многое другое, что может помочь авиаторам при попадании в нештатную ситуацию. Помимо стандартной военно-медицинской подготовки, последние годы активно внедряется тактическая медицина. А к огневой подготовке добавляется армейская тактическая стрельба, отмечает начальник центра.

"В связи с локальными конфликтами, в том числе с событиями в Сирии, актуальность применения Воздушно-космических сил возрастает. Соответственно, встает вопрос о всесторонней подготовке летного состава, позволяющей в случае чрезвычайной ситуации скрыться от противника, оказать сопротивление и быть готовым к встрече группы, вылетевшей для его спасения. Ведь после катапультирования все сложности только начинаются. Стараемся планировать обучение в соответствии с реалиями нынешнего времени", - добавляет инструктор отделения выживания летного состава.

Мы не называем фамилию капитан-лейтенанта: он восемь лет прослужил в спецназе и о том, как грамотно передвигаться по территории противника и выживать в безлюдной местности, знает не понаслышке. Своим опытом он делится и с обучаемыми, привнося в занятия элементы подготовки армейского спецназа. О прежней службе не рассказывает, но его уверенные действия при демонстрации навыков говорят сами за себя. Он с легкостью сооружает палатку из подручных средств, рассказывает, какие породы деревьев лучше горят, дают больше тепла, показывает различные способы разведения костра в зависимости от условий.

"Если требуется быстро развести огонь - это один метод, если нужен костер, который будет долго гореть, - другой, для разведения сигнального костра имеются свои способы. Все зависит от конкретной ситуации. И к каждой мы стараемся обучаемых подготовить", - говорит инструктор.

Грибы, ягоды, травы, лягушки, улитки и даже личинки насекомых - все может сгодиться в пищу, когда речь идет о выживании, отмечает капитан-лейтенант. О том, как сделать перечисленное хоть немного съедобным, как добыть воду, он тоже рассказывает подопечным. По его словам, из подручных материалов можно сделать специальный конус для ловли рыбы, из парашюта смастерить непромокаемую и непродуваемую палатку, собранные вместе несколько парашютных строп пригодятся в качестве альпинистской веревки, а из мха и листьев получится импровизированный спальник, который поможет не замерзнуть на стылой земле.

Особое внимание уделено медицинской подготовке, знания которой помогают военнослужащим и в мирное время. Сергей вспоминает обучаемого летчика, который, став очевидцем серьезного дорожно-транспортного происшествия, умело помог пострадавшей остановить сильное кровотечение до приезда скорой помощи и тем самым сохранил ей жизнь.

У летчиков есть носимый аварийный запас, который остается с ними при катапультировании и включает медицинские и сигнальные средства, средства связи и разведения огня, таблетки для обеззараживания воды, нож-мачете, небольшой запас пищи, компас и множество других вещей. Эти предметы заранее уложены в алюминиевую емкость, которую можно приспособить под сковороду. Есть даже спасательный плот, надувающийся автоматически и помогающий летчику в случае катапультирования над водой. Кстати, инструкторы центра даже учат авиаторов правильно и быстро влезать в него: сначала в водно-тренажном комплексе центра, а затем на море. Ярко-оранжевый цвет лодки, сигнальные ракетницы с оранжевым дымом, средства, окрашивающие воду в оранжевый, и автоматический сигнал с радиомаяка "Комар-2М" помогают авиаспасателям найти потерпевшего крушение.

Стоит отметить, что у подготовки приезжающих в Агой два направления: выживание в мирной обстановке и при ведении боевых действий. Эти два курса имеют важную отличительную черту, отмечает инструктор. В первой ситуации экипажу нужно привлечь внимание авиационных спасателей, не уходить далеко от места крушения и подать сигнал бедствия. А на территории противника нужно как можно быстрее скрыться, остаться незамеченными, уметь при необходимости оказать сопротивление, выбраться к своим или дождаться прихода поисково-спасательной группы. Как найти летчика и безопасно его эвакуировать - задача авиаспасателей, которых тоже обучают в Агойском центре.

Демонстрируя мастерство над морем

Парашютные прыжки на точность приземления и точность приводнения - обязательная и самая, пожалуй, завораживающая часть программы IX чемпионата авиационных спасателей, состоявшегося в конце октября на базе Агойского центра выживания. Пока немногочисленные октябрьские отдыхающие наслаждаются шумом волн и последними солнечными деньками, над морем на высоте 1200 метров бесшумно раскрываются купола парашютов - к земле планируют те, кто избрал для себя делом жизни благородную профессию авиаспасателей.

Конкурсантам необходимо приземлиться в зону радиусом 20 метров. Но наибольшее количество баллов можно получить за попадание в метровый круг. Кто-то приземляется точно в центр, кто-то чуть в стороне, но в итоге все оказываются внутри выделенной площадки. И это не просто соревнования за право называться лучшими в профессии, это наглядная демонстрация навыков авиационных спасателей, итог их годовой подготовки, отмечает главный судья капитан Александр Лебедев.

Перед состязаниями у военных авиаспасателей на базе Агойского центра выживания состоялся ежегодный двухнедельный сбор с занятиями по медицинской, огневой, парашютно-десантной и другим видам подготовки.

Участники из 12 сборных команд, представлявших объединения ВВС и ПВО военных округов, Северного флота, командование военно-транспортной авиации, Военный учебно-научный центр ВВС "ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (Воронеж), Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, авиационную дивизию (особого назначения) ВКС РФ, а также команды других силовых структур на практике демонстрировали личный уровень подготовки. Особенность состязаний в том, что в личном первенстве разыгрываются четыре упражнения, а в командном - два.

В отличие от прыжков на точность приземления, где используются управляемые парашютные системы типа "крыло" "Арбалет-1", в прыжках на точность приводнения применяются менее управляемые купола Д-1-5у. Участники, зная скорость и направление ветра в воздухе и у земли, самостоятельно рассчитывают момент десантирования. С высоты 600 метров приводниться им нужно как можно ближе к плоту, имитирующему пострадавшего. Временной интервал замеряется с момента касания ногами водной поверхности до момента касания плота. Соответственно, чем дальше от цели приводнишься, тем большее расстояние придется проплыть и тем большее время будет затрачено, поясняет главный судья.

Помимо этого, конкурсанты должны метнуть гранаты на 30 метров в зачетные круги диаметром пять, три и один метр. В идеале - попасть в наименьший. Проверялись и навыки в стрельбе. Сначала за восемь минут из автомата Калашникова им необходимо было произвести серию из 10 выстрелов по грудной мишени № 4, расположенной на расстоянии 100 метров, а затем сделать то же самое, но уже за одну минуту.

В командном зачете участники показывали навыки в ориентировании. Правила стандартные: за 2 часа 30 минут, ориентируясь по карте, необходимо найти определенное количество точек. Команды, набравшие равное количество очков, дополнительно оцениваются по временному интервалу, поясняет главный судья капитан Лебедев.

Заключительным и оттого самым напряженным командным этапом стало преодоление комбинированной полосы препятствий авиаспасателей. В небе - по три человека от сборных команд. По правилам этапа после десантирования из вертолета Ми-8 участники при помощи парашютных систем типа "крыло" должны попасть в круг диаметром 40 метров. Как только первый парашютист коснулся земли, включается секундомер, который останавливается только на финишной черте. Если кто-то в зачетную площадь не попадает, добавляется 20 секунд за каждого промахнувшегося. Как поясняет Лебедев, для лидеров состязаний, которые по очкам идут очень плотно друг к другу, эти секунды могут стать решающими для распределения мест в турнирной таблице. Поэтому, кто победит, заранее предсказать невозможно.

После приземления участники сбрасывают парашюты и бегут к следующим препятствиям: им нужно произвести разборку-сборку автомата, зарядить магазин 30 патронами, преодолеть двухметровую штурмовую стену, проплыть 50 метров в морской воде. После этого конкурсанты разряжают магазин, показывают визуальные знаки и переносят раненого. Усложняет упражнение намокшая после заплыва форма и берцы. Общая дистанция в итоге составляет порядка 1600 метров. И только после этого секундомер останавливается.
"Непростыми физически были этапы ориентирования, где нужно много бегать по горной местности, и полоса препятствий. А в целом сложного ничего нет, все упражнения знакомы, но соперники расслабиться не давали", - едва отдышавшись, комментирует рядовой Андрей Азаров, укладчик парашютов из Воронежской области, ставший в итоге лучшим авиаспасателем IX чемпионата. Правда, этот результат ему дался не сразу, к победе он шел четыре года, два раза оказываясь в середине таблицы личного зачета, а в прошлом году поднявшись до третьего места. Упорные тренировки, говорит он, все-таки позволили улучшить навыки и добиться желаемой цели.

Всего на несколько баллов от него отстал прапорщик Вячеслав Логинов, радист поисково-эвакуационной машины-амфибии Центрального военного округа, на протяжении двух лет остающийся лучшим авиаспасателем. В профессию его, как и рядового Азарова, привела любовь к парашютному спорту. На данный момент у него около 1500 прыжков, поэтому неудивительно, что в упражнении на точность приземления он набрал наибольшее среди всех участников количество баллов. "Самые запомнившиеся парашютные прыжки у меня были именно здесь, в Агое. Виды, открывающиеся во время свободного падения в таком красивом месте, где рядом и горы, и море, не могут, наверное, никого оставить равнодушным", - с улыбкой говорит Вячеслав.

Командный зачет выиграла сборная объединения ВВС и ПВО Западного военного округа, на втором месте команда объединения ВВС и ПВО Центрального военного округа, бронза у военно-транспортной авиации.

"Мы ужесточаем положение, вводим новые упражнения. Например, два года назад в комбинированную полосу препятствий авиаспасателей был добавлен парашютный прыжок. В следующем году планируем включить в этот этап упражнение по типу биатлона", - поясняет капитан Лебедев.

Проводимый ежегодно чемпионат, добавляет главный судья, показывает, что с каждым годом уровень подготовки авиаспасателей - специалистов, готовых бороться за жизнь экипажа, несмотря ни на какие преграды, растет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка