О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперт объяснил слова Путина о темпах развития морской авиации

В Сочи на совещании с генералами Вооруженных сил и оборонной промышленности президент Путин поставил задачи технического перевооружения флота

В Сочи на совещании с генералами Вооруженных сил и оборонной промышленности президент Путин поставил задачи технического перевооружения флота. Он сказал, что от группировок кораблей ближней морской зоны нам необходимо переходить к строительству кораблей океанской зоны, а также более высокими темпами развивать морскую авиацию. Меняют ли такие задачи стратегию применения российского флота в целом? Об этом "МК" рассказал военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Владимир Гундаров.

Президент поставил задачу к 2027 году повысить уровень современных вооружений в составе ВМФ до 70%, отметив, что за 4 года в состав флота вошли 49 новых кораблей и боевых катеров, 9 береговых ракетных комплексов, 10 самолетов и вертолетов. Сейчас корабли российского флота совершают походы в дальние морские и океанские зоны, что до недавнего времени было лишь единичными эпизодами. В процессе строительства и модернизации более 30 кораблей, включая корабли океанской зоны, а также суда нового класса, такие как универсальные десантные корабли.

- Только один флот в мире строит корабли океанской зоны - это США, - объясняет эксперт Владимир Гундаров. - Если мы начинаем строить корабли океанской зоны, это означает, что, во-первых, у нас есть стратегические и геополитические интересы вдали от наших территорий, и, во-вторых, что Россия вступает с Соединенными Штатами в состязательность в океанской зоне.

- Для чего нам это нужно?

- Закономерный вопрос. Отвечая на него, следует учитывать, что геополитические интересы всегда завязаны на экономику. Почему, к примеру, в Советском Союзе был океанский флот? Потому что у нас тогда был очень большой рыболовецкий флот и торговый флот. Мы должны были защищать их в Мировом океане, обеспечивая им безопасность плавания. А сейчас у нас в основном вся торговля идет по суше. Мы вместе с Китаем прокладываем так называемый Великий Шелковый путь, а наши суда в Мировом океане в основном ходят под флагами стран более удобных с точки зрения экономических интересов и таможенной целесообразности. И что мы будем защищать в Мировом океане? Не совсем понятно. Поэтому я бы сказал, что пока эти слова - лишь политическая заявка, которая экономически мало чем подкреплена.

- Но, возможно, в мировом океане у России есть чисто военные задачи? Так, ряд экспертов, объединив слова президента о задачах присутствия в Мировом океане и о развитии морской авиации, сделали вывод, что это открывает перспективы создания авианосного флота. Якобы, давний спор между его сторонниками и противниками, который у нас длится уже не одно десятилетие, теперь разрешится в пользу строительства авианосцев.

- Авианосцы - корабли океанской зоны. Их еще называют "длинной рукой" в океане. В споре сторонников континентальной и морской политики у нас всегда побеждала точка зрения "сухопутчиков", убеждавших, что авианосцы нам не нужны. Это же доказывал и опыт нашего предыдущего использования авианесущих крейсеров. Он показывает, что у нас для них нет стратегических задач. Я имею в виду, что если бы мы с их помощью собирались влиять на политику других стран, находящихся, к примеру, где-нибудь в Средиземноморье или Индийском океане, тогда бы авианосцы, наверное, были нам нужны. А так как мы не собираемся диктовать никому своих условий за океаном, то сразу возникает вопрос: для чего и где мы будем использовать авианосцы?

К тому же авианосцы используются только в южных морях, а мы их начали использовать в морях Северного Ледовитого океана, что уже само по себе - нонсенс.

- Потому что авиация не может взлетать с обледеневшей палубы?

- По погодным и природным условиям там фактически невозможно их использовать. Только мы пытаемся это делать. Помимо того, каждый авианосец требует большого отряда сопровождения. Значит, для авианосцев надо строить еще громадные соединения кораблей. Кроме того, один авианосец для государства не играет принципиальной роли. Это всего лишь дорогостоящая игрушка, которая, как это показывает наш авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", больше стоит у причала в ремонте, чем куда-либо ходит.

- Получается, и здесь вопрос снова упирается в экономику?

- Конечно. Чтобы это имело какой-то военный смысл, нужно построить как минимум четыре авианосца с кораблями сопровождения. Но это все равно не создаст паритета с авианосным флотом США, где имеется 11-12 авианосцев, и не решит никаких стратегических задач. Когда где-то на выставках нам регулярно показывают новые проекты авианосцев - атомных, или неатомных - то во всех этих проектах более всего заинтересованы конструкторы, но никак не Министерство обороны и не государство. Это слишком дорогое удовольствие. Есть даже поговорка: хочешь разорить государство - подари ему авианосец. Наша экономика просто не потянет. Да и "тянуть" - особого смысла нет.

- Эксперты вспомнили о планах строительства авианосцев потому, что президент Путин поставил задачу развития отечественной морской авиации. Он сказал, что с учетом "наращивания состава военно-морских сил иностранных государств за счет поставок современных атомных подводных лодок, авианесущих и ударных кораблей, беспилотных кораблей, нам нужно более высокими темпами развивать морскую авиацию, прежде всего за счет оснащения ВМФ перспективными летательными аппаратами и авиационными средствами поражения, масштабной модернизации имеющихся систем".

- Ну, так это совсем другая история. Речь не об авианосцах, а о разведывательной морской авиации, самолетах радиоэлектронной борьбы, противолодочной авиации...

У нас устаревшая морская авиация. Она модернизируется, но все равно это уже все - прошлый век. Причем в буквальном смысле. Эти самолеты были созданы в лучшем случае в 70-е годы прошлого века и до сих пор эксплуатируются, благодаря их хорошему модернизационному потенциалу. Но это все не бесконечно. Невозможно на старой кляче угнаться за современным "Цирконами".

К примеру, наши новейшие ракеты "Циркон" требует точного целеуказания. А откуда они получат данные о цели, кроме как от спутника? Авиация, которая на флоте могла бы давать точное целеуказание таким ракетам, слишком устаревшая. У нас, допустим, до сих пор летает Ил-38, которому уже не один десяток лет. Или до сих пор еще эксплуатируется - его, кстати, недавно на параде в Санкт-Петербурге показывали - самолет Бе-12. Ему вообще уже больше 60 лет, а он до сих пор еще летает. Бе-12 - это, так называемая, "летающая лодка", которая как раз и снабжена аппаратурой для поиска реальных подводных лодок.

Так вот нам как раз необходимо обновлять именно тот сегмент морской авиации, который, прежде всего, должен решить две задачи. Во-первых, разведку и обнаружение подводных лодок противника и его надводных кораблей. А во-вторых, обеспечение целеуказания для наших ударных систем и ракет. И это никакого отношения непосредственно к авианосцам не имеет.

- Говоря о нашем присутствии в океанской зоне, президент впрямую называл суда нового класса - универсальные десантные корабли. Для чего они нам? Какие задачи должны решать в Мировом океане?

- Универсальный десантный корабль может использоваться для различных целей. В том числе, и как судно снабжения, и как судно десанта, и как пункт управления соединением ВМФ, и как база для других кораблей. Он универсален во всех отношениях. Такие корабли нужны, если флот находится в море. Как, например, в Сирии, где в Средиземном море сейчас присутствует группировка наших кораблей. Там бы точно не помешал такой корабль. Возможно, в том числе и поэтому американцы надавили на французов, чтобы те отказались нам продавать свои "Мистрали". Но опять же, мы должны строить свои отечественные "Мистрали".

- И мы их сейчас строим.

- Да, в Крыму были заложены два универсальных десантных корабля, строительство которых там сейчас ведется. Мы тем самым подтверждаем, что у нас есть свои интересы, к примеру, в Средиземном море. Это говорит о том, что мы в дальнейшем планируем создавать оперативные эскадры, которые будут самостоятельно решать задачи в отрыве от своих баз у берегов России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка