О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дерипаска не "приземлится" в Братске?

Напомним, что в сентябре 2017 года "ВИМ-Авиа" объявила о прекращении полетов в связи с нехваткой оборотных средств и долгами перед контрагентами, составлявшими 10 млрд рублей

Банкротная эпопея "ВИМ-Авиа". Напомним, что в сентябре 2017 года "ВИМ-Авиа" объявила о прекращении полетов в связи с нехваткой оборотных средств и долгами перед контрагентами, составлявшими 10 млрд рублей. Вскоре Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта авиаперевозчика, а в сентябре 2018-го Арбитражный суд Татарстана вынес решение о несостоятельности авиакомпании. Временный управляющий Мария Булатова заявила, что в деятельности руководства предприятия отмечены признаки преднамеренного банкротства.

Был также возбужден ряд уголовных дел. В частности, по обвинению в злоупотреблении полномочиями, причинившем ущерб в размере 800 млн рублей, в международный розыск был объявлен совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев. Его супруге и второму совладельцу предприятия Светлане Мурсекаевой,также находящейся в розыске, инкриминируется особо крупное мошенничество в сфере кредитования: по версии следствия, скрывая в бухгалтерской отчетности убытки и указывая заведомо недостоверные сведения о прибыли, она участвовала в получении банковских кредитов. Например, на европейских счетах "осели" 1,6 млрд рублей, взятые на покупку авиадвигателей.

На сегодняшний день вынесено несколько обвинительных приговоров. Так, в минувшем июне бывший гендиректор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев был признан Мещанским судом Москвы виновным в злоупотреблении полномочиями и мошенничестве и приговорен к трем годам и восьми месяцам колонии, но поскольку к этому моменту уже отбыл весь срок наказания, находясь под стражей и домашним арестом, его освободили в зале суда. Также в связи с фактическим отбытием наказания была освобождена главный бухгалтер авиакомпании Екатерина Пантелеева, осужденная на 3,5 года лишения свободы.

Что касается супругов Мурсекаевых, то в мае Арбитражный суд Москвы удовлетворил заявление "ВИМ-Авиа" и вынес решение об их банкротстве, введя процедуру реализации принадлежащего им имущества. В августе начался процесс регистрации заявлений кредиторов о включении в реестр требований, объем которых на тот момент уже превысил 5,1 млрд рублей.

Наконец, в сентябре СМИ сообщили о намерении конкурсного управляющего Вячеслава Кононова привлечь к субсидиарной ответственности по долгам авиакомпании супругов Мурсекаевых, их дочь и зятя Анну и Николая Амбросовых, а кроме того, ряд бывших топ-менеджеров (включая Александра Кочнева и Екатерину Пантелееву), и подконтрольные Мурсекаеву ООО "Технополис" и две зарегистрированных в Ирландии компании - "City Leasing DAC" и "Fastway Leasing DAC".Сделкой "Русала" заинтересовался СледкомКак уже было сказано выше, подконтрольная Дерипаске компания "Гершвин" выкупила аэропорт в Братске в апреле 2021 года, причем стала единственным участником торгов, первоначально признанных несостоявшимися. Как отмечает издание "Восточно-Сибирская правда", воздушная гавань отнюдь не является убыточным активом: даже в пандемийном 2020 году ее прибыль составила почти 45 млн рублей (в 2019-м - 81,4 миллиона).

Показательно, что к декабрю 2021 года здесь планировалось завершить реконструкцию в рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы"; стоимость работ оценивалась более чем в 1,2 млрд рублей. Среди прочего, должны были быть отремонтированы взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и перрон, оборудованы новые места стоянок воздушных судов, возведены очистные сооружения, аварийно-спасательная станция и другие объекты инфраструктуры.

Не исключено, что бюджетные вливания стали одной из причин, побудивших Дерипаску к покупке аэропорта, вот только в августе стало известно, что первоначальный график реконструкции сорван по вине иркутской компании-подрядчика "СПБ Союзстрой", контракт с которой был расторгнут. Теперь работы будут закончены не раньше конца 2023 года. В Братске, кстати, находится один из принадлежащих олигарху алюминиевых заводов, для модернизации которого он и планирует использовать аэропорт.

Впрочем, проблемы с очередным "братским" активом у Дерипаски начались практически сразу после его покупки: несмотря на то, что с момента заключения сделки прошло уже полгода, компания "Гершвин" до сих пор не может оформить право собственности на аэропорт. В-первую очередь это связано с арестом, наложенным на его имущество в 2018 году в рамках уголовного дела о невыплате зарплат экс-сотрудникам "ВИМ-Авиа".

Коме того, аэропорт выступал поручителем по кредиту в размере 3 млрд рублей, полученному "ВИМ-Авиа" в банке "Зенит" в 2016 году, вследствие чего "Русалу" пришлось выкупить право требования долга на 1 миллиард. Но даже выплата колоссальных долгов еще не ведет к окончательному решению вопроса. Дело в том, что против снятия ареста выступают в Следственном комитете, где уверены: стоимость "АэроБратска" в ходе сделки оказалась занижена, вследствие чего в июле была назначена экспертиза, проведение которой, по словам Кононова, может занять порядка восьми месяцев.

Получается, что Дерипаска решил заполучить дорогостоящий актив за мелкий прайс, воспользовавшись финансовыми проблемами "ВИМ-Авиа"? О его интересе к воздушной гавани говорит тот факт, что олигарх намеревался использовать ее не только в ходе модернизации предприятия в Братске, в которую предполагалось вложить порядка 1,4 млрд долларов, но и для строительства в Иркутской области Тайшетского алюминиевого завода, в частности, для прибытия сюда вахтовых рабочих.

Не исключено, что в "Русале" уже рассматривают возможность отказа от сделки. В частности, в ходе круглого стола, прошедшего в сентябре в Госдуме, отвечая на вопрос журналистов о том, готова ли компания ждать год до снятия ареста, ее представитель Руслан Матренин признал ожидание "нецелесообразным с точки зрения бизнеса и стоимости денег".Дерипаска между ФБР и ВексельбергомОбсуждение с сотрудниками Следкома всех нюансов сомнительной сделки, явно не входит в планы Дерипаски, у которого сегодня достаточно других проблем. Напомним о недавних обысках, которые были проведены сотрудниками ФБР в его американском домовладении в Вашингтоне и домах его родственников в Нью-Йорке. По информации "Ведомостей", следственные действия проводятся на основании двух судебных ордеров и связаны с экономическими санкциями в отношении олигарха. На фоне этих событий стоимость акций "Русала" в ходе торгов на Мосбирже снизилась на 5,47%, "En+" - на 3,83%.

Сам бизнесмен считает, что обыски - это отголоски старой истории с вмешательством России в выборы президента США в 2016 году.

"Хочется спросить: дохера ли денег Путина нашли вчера в этих заброшенных домах? Удалось ли подкрепиться прокисшим джемом из кладовок и парой бутылок водки, реквизируемых в лучших традициях большевистских швондеров во время обыска", - написал Дерипаска в своем телеграм-канале (сначала содержавший более жесткую лексику текст был им позже отредактирован).

В самой России продолжается противостояние Дерипаски с его "заклятым компаньоном" Виктором Вексельбергом, чья компания "Sual Partners" является миноритарным акционером "Русала". Конфликт связан с отказом предприятия от дивидендных выплат, вследствие чего Вексельберг недосчитался порядка 74 млн долларов и обвинил делового партнера в "применении двойных стандартов", подразумевая под этим нежелание Дерипаски идти навстречу Владимиру Потанину и сократить размеры дивидендов акционерам "Норникеля", в число которых входит "Русал".

Сегодня деньги Дерипаске нужны как никогда. Так, в сентябре стало известно о намерении "Русала" досрочно погасить кредит Сбербанка, полученный еще в 2010 году: остаток задолженности по двум траншам - рублевому и валютному - составляет 79,5 млрд рублей и 2,1 млрд долларов. Кроме того, предприятие ставит перед собой цель проведения масштабной модернизации собственных производственных мощностей, а также строительства новых современных предприятий в Сибири, на что уже было потрачено свыше 6 млрд долларов.

Дальнейшая перестройка сибирских алюминиевых заводов оценивается в 385 млрд рублей. Среди прочих, речь идет и о предприятии в Братске, где под угрозой срыва находится сделка по приобретению городского аэропорта, грозящая Дерипаске серьезными финансовыми потерями. Ему не помогают даже выплаты долгов прежнего владельца: последнее слово должны сказать сотрудники Следственного комитета, и сделанные ими выводы могут оказаться не в пользу владельца "Русала"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Чечня Free». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка