О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Расследование аварийной посадки А321 на кукурузное поле под Москвой стало тайным. Этому есть объяснение

Межгосударственный авиационный комитет (МАК), изучающий происшествие с участием самолета "Уральских авиалиний", перестал публиковать промежуточные сообщения о ходе расследования аварийной посадки Airbus A321 в Жуковском

Межгосударственный авиационный комитет (МАК), изучающий происшествие с участием самолета "Уральских авиалиний", перестал публиковать промежуточные сообщения о ходе расследования аварийной посадки Airbus A321 в Жуковском. Хотя его и обязывает это делать международное законодательство. Также уже больше года МАК не публикует подготовленный им предварительный отчет по результатам работы расследовательской комиссии. Молчание по поводу инцидента продолжают хранить Росавиация и Следственный комитет РФ, ранее возбудивший уголовное дело по факту аварии.

Второе промежуточное сообщение о ходе расследования аварийной посадки Airbus в Жуковском Межгосударственный авиационный комитет должен был разместить на своем сайте еще в середине августа 2021 года. Ведомство обязано публиковать такие сообщения к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося. По состоянию на 1 ноября 2021 года такого сообщения на сайте МАК нет.

Первое и единственное промежуточное сообщение по поводу чуда на кукурузном поле МАК опубликовал 14 августа 2020 года - спустя год после аварии. Из документа следовало, что комиссия завершила большую часть работ по расследованию происшествия, в том числе провела полный анализ данных наземных и бортовых средств объективного контроля, исследовала данные блоков контроля неисправностей воздушного судна и двигателей.

Из сообщения следовало, что к 14 августа 2020 года не были завершены только исследования специальной группы по анализу орнитологического обеспечения полета. МАК объяснил задержку влиянием ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса.

Вместе с тем Межгосударственный авиационный комитет уточнил в своем сообщении, что комиссия уже подготовила предварительный отчет о происшествии. Ожидалось, что документ будет обнародован в ближайшее время - этой же осенью об этом, в частности, в сентябре 2020 года писал ТАСС со ссылкой на собственный источник в МАК. Тем не менее отчет так и не был опубликован.

Такое поведение для Межгосударственного авиационного комитета совершенно нетипично. В его истории не было другого происшествия или катастрофы, расследование которых велось бы так долго и при этом сопровождалось отказом от обнародования уже готового предварительного отчета. Случай с самолетом "Уральских авиалиний" в этом плане уникальный.

Действия МАК могут объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны - тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии - это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования Межгосударственного авиационного комитета, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного сразу после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.

Но есть и другая сторона, которой хотелось бы разобраться в случившемся, - представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции).

Есть вероятность того, что представители Airbus и CFM не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. То есть пассажиров спасло мастерство экипажа и счастливая случайность - относительно ровное поле без каких-либо построек и сооружений.

Производители вполне могут придерживаться другой версии - а именно указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле. Претензий к Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину у них может быть как минимум две. Первое - Airbus и CFM могут оспаривать сам факт отказа второго двигателя и настаивать на том, что он был отключен пилотами ошибочно. То есть в условиях отказавшего левого двигателя правый вполне позволял экипажу продолжить полет и совершить посадку на полосе аэропорта. Второе - странные действия с шасси самолета, которые, вопреки инструкциям, не были убраны пилотами сразу после взлета. После отказа левого двигателя набору скорости с высотой мешало не только падение тяги, но и создающие воздушное сопротивление стойки. Шасси экипаж убрал только перед самым касанием с землей (нарушив тем самым еще и предписания Airbus на случай вынужденной посадки вне аэродромов).

Важно понимать, что ответы на все вопросы о действиях экипажа уже есть и у Airbus, и у CFM, и у других сторон, участвующих в расследовании МАК (госорганов Великобритании и Франции). По той простой причине, что все они давно получили предварительный отчет, содержащий данные средств объективного контроля (параметрических самописцев) и блоков контроля двигателей. Все участники расследования уже год точно знают, что именно привело к аварийной посадке и можно ли было ее избежать. Но говорить об этом до публикации окончательного отчета Межгосударственным авиационным комитетом не могут. Таковы международные правила....
Авторские права на данный материал принадлежат «66.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка