О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Состояние и перспективы парка самолетов ДРЛОиУ в ВКС России

Не самой многочисленной, но важной составляющей российских воздушно-космических сил являются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления

Не самой многочисленной, но важной составляющей российских воздушно-космических сил являются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. В настоящее время основу такого парка составляют машины А-50 в исходной версии и после глубокой модернизации. Кроме того, в обозримом будущем ожидаются самолеты следующей модели А-100 с более высокими летно-техническими и рабочими характеристиками.

В отдаленном прошлом

Перспективный самолет ДРЛОиУ под обозначением А-50 с радиотехническим комплексом "Шмель" разрабатывался с конца семидесятых годов. Тогда же появились первые опытные образцы, а к середине следующего десятилетия самолет довели до эксплуатации в частях ВВС СССР. Затем во второй половине восьмидесятых была проведена модернизация самолета с использованием усовершенствованной версии РТК "Шмель".

Производство самолетов А-50 и их аппаратуры осуществлялось силами нескольких предприятий при ведущей роли таганрогского ОКБ им. Бериева. Эта организация отвечала за интеграцию электроники и выпуск серийных машин. По разным данным, за годы производства заказчику передали не менее 30 самолетов.

В течение девяностых и двухтысячных годов количество строевых и активно используемых А-50 постепенно сокращалось по объективным причинам. Согласно справочнику IISS The Military Balance, к 2011 г. в строю оставалось только 20 самолетов. Позже, в 2014 г. представители предприятий, занятых в проекте модернизации, говорили о наличии в войсках 22 самолетов, включая технику на хранении.

Современное состояние парка А-50 под вопросом. Официально такие цифры не раскрывались, а свежий справочник The Military Balance указывает наличие всего 9 строевых самолетов. Впрочем, такие данные не соответствуют новостям последних лет и, по всей видимости, являются ошибочными.

Процессы модернизации

В начале двухтысячных годов стартовала программа модернизации строевых А-50, предусматривавшая капитальный ремонт самолетов-платформ и обновление целевого оборудования. Такой проект получил индекс А-50У и был успешно реализован к концу десятилетия. В 2009 г. опытный А-50У прошел необходимые испытания, и вскоре появился заказ на серийную модернизацию техники.

Модернизацию самолетов ДРЛОиУ поручили предприятиям, ранее участвовавшим в их изначальной разработке. Ремонт и установка новой аппаратуры осуществлялись Таганрогским научно-техническим комплексом им. Бериева, а новый РТК создал и поставлял концерн "Вега".

Первый серийно модернизированный А-50У передали заказчику 31 октября 2011 г. В апреле 2013-го ВВС получили вторую машину в обновленной комплектации. Третьим сданным самолетом в марте 2014 г. стал борт с собственным именем "Сергей Атаянц" и любопытной историей. До 2009 г. он использовался в качестве опытного образца для проведения государственных испытаний. Затем самолет служил летающей лабораторией и помогал совершенствовать новый радиотехнической комплекс. И только через несколько лет машину вернули заказчику и вновь поставили в строй.

В 2017-19 гг. вновь созданные ВКС России получили еще три модернизированных самолета, по одному в год. Последний на данный момент акт о передаче был подписан 28 марта 2019 г. - это был уже шестой обновленный А-50У.

Тогда же стало известно о начале работ по седьмому самолету. Согласно планам того времени, его модернизация должна была занять более двух лет. Передача намечалась на 2021 г. В дальнейшем эта информация не уточнялась, а новости о передаче нового А-50У пока не появлялись. Возможно, модернизация уложится в график, и самолет возвратят ВКС в самом конце года - "под елочку".

Результат обновления

В ходе текущего ремонта и модернизации осуществляется восстановление технического состояния и продление ресурса базовой платформы в виде Ил-76. Основные летные и эксплуатационные характеристики остаются на прежнем уровне, соответствующем требованиям ВКС и решаемым задачам.

Также производится полная замена радиотехнических средств. А-50У получает современный цифровой РТК, включающий радиолокационные средства, системы обработки данных, средства связи и управления, рабочие места операторов и т.д. Комплекс построен на современной элементной базе, за счет чего отличается меньшими габаритами и энергопотреблением. Также обеспечен рост всех основных характеристик.

По разным данным, дальность обнаружения целей увеличена до 400-600 км, в зависимости от их типов. Количество сопровождаемых объектов в воздухе, на земле и на воде неизвестно, но сообщалось, что в сравнении с А-50 этот параметр вырос в несколько раз.

Сокращение объемов под целевую аппаратуру позволило улучшить условия работы экипажа. В распоряжении летчиков и операторов теперь имеется помещение для отдыха с буфетом и необходимыми удобствами. Благодаря этому появляется возможность увеличения времени дежурства в воздухе без ущерба для летного и "тактического" экипажа.

Новое поколение

Как минимум, с начала десятых годов ведется разработка нового самолета ДРЛОиУ под обозначением А-100 с РТК "Премьер". В проекте вновь задействованы ТАНТК им. Бериева и концерн "Вега". Целью работ является создание самолета на современной платформе с перспективным РТК, показывающим повышенные характеристики.

В качестве базы для А-100 выбрана современная модификация военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. За счет этого достигается необходимый уровень летно-технических характеристик при росте экономических и эксплуатационных показатель. Силами "Веги" разработан принципиально новый радиотехнический комплекс с повышенными характеристиками. Точные параметры не раскрываются, но утверждается, что "Премьер" превосходит все современные разработки своего класса, как отечественные, так и зарубежные.

В ноябре 2014 г. серийный Ил-76МД-90А отправили на ТАНТК для строительства первого опытного самолета А-100. В прошлом году сообщалось о скором строительстве второго прототипа. Кроме того, для отработки РТК была построена летающая лаборатория на базе одного из имевшихся А-50.

Летные испытания лаборатории А-100ЛЛ начались в октябре 2016 г. В ноябре следующего года состоялся первый полет полноценного опытного А-100 на новой базе. Испытания продолжаются до сих пор, а в ближайшие годы к ним присоединится еще один летный экземпляр. Проверку и отработку техники планируется завершить в 2024 г.

В том же году предполагается запустить серийное производство. Новые А-100 будут поступать в войска и дополнять имеющиеся А-50 и А-50У. По мере выработки ресурса, самолеты имеющихся типов будут списывать, и постепенно "Премьер" станет основой группировки ДРЛОиУ. Впрочем, пока не известны даже примерные сроки такой замены.

Развитие продолжается

По разным данным, в настоящее время в составе ВКС России имеется порядка двух десятков самолетов ДРЛОиУ семейства А-50. В это число входит шесть модернизированных А-50У, а также не менее десятка А-50 в базовой комплектации, ожидающих ремонта и обновления. Кроме того, сообщается о нескольких машинах на хранении, будущее которых неизвестно.

Техника двух модификаций активно привлекается к решению задач в рамках различных учений и реальных операций. Так, в последние годы регулярно сообщается о работе самолетов А-50(У) по обеспечению операции в Сирии. Самолеты неоднократно участвовали в воздушных парадах.

Перспективы нашей группировки самолетов ДРЛОиУ ясны и понятны. В обозримом будущем промышленность продолжит модернизацию наличных А-50 по новому проекту с литерой "У". Благодаря этому они получат новые возможности, а также смогут продолжать службу в течение длительного времени. При этом в середине десятилетия ВКС должны получить первые самолеты А-100 новой постройки с повышенными характеристиками и, что тоже важно, с полным ресурсом.

Таким образом, состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства. Даже в самый сложный период истории ВВС сумели сохранить большую часть построенной техники, а в последние 10-15 лет были приложены все усилия для ее обновления и продления сроков службы. Теперь же речь идет не только о сохранении и улучшении наличных самолетов, но и о получении совершенно новых, обладающих самыми серьезными преимуществами. Это означает, что ВКС и вооруженные силы сохранят возможность следить с воздуха за обстановкой в радиусе сотен километров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка