О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

С именами героев на борту

Александр Клубов снова бороздит воздушные просторы Имя героя-фронтовика присвоено самолету дальней противолодочной авиации Северного флота

Александр Клубов снова бороздит воздушные просторы Имя героя-фронтовика присвоено самолету дальней противолодочной авиации Северного флота. Теперь на фюзеляже Ту-142 красуется не только именная надпись, но и изображение двух медалей "Золотая Звезда", которых воздушный ас был удостоен за подвиги во время Великой Отечественной войны в небе, а также Андреевский флаг - символ российского ВМФ.

Торжественная церемония состоялась на военном аэродроме Кипелово в Вологодской области, где дислоцируются самолеты дальней противолодочной авиации Северного флота. Чтобы отдать дань памяти прославленному родственнику, в воинскую часть приехала и внучатая племянница фронтовика Анна Бочкарева. В торжественной обстановке в ее присутствии на фюзеляже открыли надписи-посвящения, а экипажи дальней противолодочной эскадрильи прошли торжественным маршем у именного Ту-142. Теперь ему предстоит выполнять задачи по предназначению уже в новом статусе. Отныне Александр Клубов будет вести борьбу с подводными лодками противника в дальней морской зоне, а также разведку, в том числе ледовой обстановки, в Арктике.

Отметим, что традиция называть самолеты именами героев давно прижилась в частях морской авиации Северного флота. Во многих эскадрильях есть боевые машины с именами воздушных асов Великой Отечественной войны и пилотов, прославившихся в послевоенный период, на борту.

Напомним также, что дважды Герой Советского Союза Александр Федорович Клубов воевал под командованием легендарного воздушного аса Александра Покрышкина. Именно под его непосредственным руководством проходило становление молодого летчика-истребителя. Он из когорты прославленных питомцев покрышкинской школы из 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, по праву считался лучшим воздушным "охотником". Летчики дивизии под командованием Александра Покрышкина уничтожили во время боев 1147 самолетов противника, много живой силы и боевой техники врага. 56 летчиков этой дивизии стали Героями Советского Союза, а четверо удостоились этого звания дважды, в их числе и Клубов.

В боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков Александр Клубов участвовал с 1942 по 1944 год. За это время он произвел 457 успешных боевых вылетов, из них: на штурмовку войск и техники противника - 25, на прикрытие наземных войск - 224, расчистку воздуха - 19, прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков - 146, разведку войск противника - 16 и на "свободную охоту" - 17. В 95 воздушных боях Александр лично сбил 31 самолет противника и 19 - в группе.

Боевую деятельность Клубов начал в августе 1942 года на Северном Кавказе, летая на устаревшем биплане И-153. Трудное было время: люфтваффе господствовало в небе. Именно в те дни 24-летний летчик открыл свой боевой счет, получил первый орден.

Александру Клубову не было суждено дожить до дня Победы. 1 ноября 1944 года, выполняя тренировочный полет с польского аэродрома Сталева-Воля на истребителе Ла-7, которыми предполагалось перевооружить дивизию, он погиб.

Владимир Тимофеев - в флотском строю

Торжественный подъем флага на новом рейдовом водолазном катере аварийно-спасательного отряда Северного флота, приписанного к Беломорской военно-морской базе, состоялся в Северодвинске. Примечательно, что столь знаковое событие приурочили к Дню моряка-надвод­ника и 325-й годовщине со дня образования ВМФ России. Имя нового катера - "Владимир Тимофеев". Тимофеев был капитаном спасательного судна "Шквал" Беломорской военной флотилии, погибшего при подрыве на мине в Карском море в августе 1943 года после успешно выполненной проводки каравана судов по участку Северного морского пути.
В церемонии, прошедшей под руководством заместителя командира базы по военно-политической работе Станислава Руссияна, приняли участие потомки героя Великой Отечественной войны старшего лейтенанта Владимира Тимофеева, руководство управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота, военнослужащие Беломорской военно-морской базы, экипаж катера, северодвинские юнармейцы.

Рейдовые водолазные катера проекта 23040 строятся на заводе в Нижегородской области, они предназначены для обеспечения водолазных работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до трех баллов, поисковых, осмотровых и обследовательских работ с помощью штатного малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора. В их задачи также входит тушение пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 м, откачка воды с аварийного судна и выдача ему электропитания. Катера достойно зарекомендовали себя в море и несут службу в составе аварийно-спасательных отрядов всех флотов ВМФ России.

Приказом главнокомандующего ВМФ России в июле 2021 года водолазному катеру РВК-2189 было присвоено почетное наименование "Владимир Тимофеев".

С первых же дней Великой Отечественной войны "Шквал" был мобилизован в состав Аварийно-спасательного отдела Беломорской военной флотилии. Широкотрубный, с высокой деревянной рубкой, с мачтой, слегка наклоненной назад, он и впрямь напоминал внезапный порыв ветра. Мощная силовая установка, хорошие мореходные качества и большой район плавания ставили его в один ряд с лучшими судами пароходства.

В Беломорской военной флотилии во время войны спасатель снимал севшие на мель суда, оказывал помощь аварийным судам, заделывал пробоины, вел судоподъемные работы, тушил пожары. А при случае мог участвовать и в сопровождении конвоев - несмотря на сравнительно небольшие размеры (44 метра длиной), "Шквал" был вооружен 45-мм орудием и крупнокалиберными пулеметами.

В ноябре 1941 года в условиях шторма "Шквал" у мыса Русский Заворот снимал с мели пароход "Вытегра" с грузом и пассажирами. В сентябре 1942 года три американских транспорта и тральщик "Данеман" из состава союзного конвоя PQ-18 были выброшены штормом на бровку фарватера и сели на мель на Северодвинском рейде. На помощь им из Архангельска вместе с тральщиком и портовым ледоколом пришел "Шквал". Моряки спасательного отряда трудились несколько суток, стаскивая с мели крупнотоннажные американские суда. Иногда казалось, что все усилия тщетны, но советские моряки не отчаивались. Ни шторм, ни угроза налета вражеской авиации не могли остановить их. Один за другим все три транспорта были сняты с мели и отправлены в Архангельск.

25 августа 1943 года "Шквал" под командованием Владимира Тимофеева возвращался в Архангельск после проводки через Карское море каравана неприспособленных к морскому переходу речных судов из устья Печоры на Обь. В 18 часов 07 минут спасатель подорвался на фашистской мине при заходе в пролив Югорский Шар. Погибли сорок семь из находившихся на борту пятидесяти двух моряков, в том числе капитан Тимофеев, который посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка