Военно-промышленный курьер
9 ноября 2021, 08:57
"Циркон" - это только начало
О новейшей российской разработке в области ракетного гиперзвука
Комплекс боевых задач ВВС России в современных условиях
По мнению Владимира Борисовича, одним из ключевых условий успешности боевых действий должно стать "господство российской авиации в воздушно-космической сфере, достижение которого невозможно без эффективного применения истребительной и ударной авиации". Не принимая этот тезис за аксиому, но и не оспаривая его, отметим, что главным критерием эффективности проводимых на том или ином театре военных действий боевых операций следует считать успешное уничтожение противовоздушной, авиационной и ракетно-ядерной группировок потенциального противника.
Причем создаваться это господство должно посредством активных действий и взаимодействий всех существующих родов и видов ВС. В первую очередь целями такой деятельности должны быть определены:
- уничтожение самолетов противника на земле и в воздухе;
- разрушение инфраструктуры аэродромов (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, централизованных заправок топливом и т. д.);
- уничтожение (подавление или нарушение работоспособности) средств систем противовоздушной и противоракетной обороны;
- ликвидация стратегических ракетно-ядерных сил, позиционируемых в качестве основного вооружения стран - потенциальных противников России;
- разрушение складов (баз хранения) материальных средств.
Ракета-загадка с большими перспективами
В первую очередь следует рассмотреть, каковы кардинальные отличия (если они существуют) новейшей российской гиперзвуковой ракеты Х-95 от чуть более ранних перспективных разработок в этой области. Главное отличие Х-95 от "Кинжала" и "Циркона" сформулировал военный эксперт-аналитик Виктор Баранец: "Несмотря на то, что точные сведения о тактико-технических и эксплуатационных характеристиках Х-95 в настоящее время недоступны, в качестве сравнительной базы можно использовать имеющуюся в открытых источниках информацию о боевом потенциале Х-101 - авиационной крылатой ракете сверхдальнего радиуса действия. Говоря о гарантированной дальности поражения цели этой ракетой, генерал армии Сергей Шойгу назвал цифру 4500 километров. Потому логично предполагать, что Х-95 "обязана" лететь дальше. В этом случае стратегическая авиация Российской Федерации приобретает грозное оружие, обладающее увеличенным плечом поражения. Для современных условий ведения войны это представляется более чем серьезным. Получение возможности атаковать противника, не входя в зону действия его противовоздушной и противоракетной обороны, - залог высокого уровня безопасности для стратегического бомбардировщика-носителя".
По периодически просачивающимся в прессу сведениям о характеристиках гиперзвуковых крылатых ракет "Циркон" и "Кинжал", дальность их эффективного действия составляет 400-1000 (в зависимости от источника) и 2000 километров соответственно. Однако радиус боевого применения современных средств ПВО перманентно растет и в первую очередь это касается истребителей-перехватчиков, у которых данный показатель уже сегодня составляет две тысячи километров. А с учетом возможности дозаправки в воздухе еще больше.
Таким образом, использование стратегическими (дальними) бомбардировщиками ракет, дальность действия которых не превышает 2000 километров, следует расценивать в качестве недостаточных для гарантированного выполнения поставленной задачи. Современные требования к боевым возможностям крылатых ракет воздушного базирования предполагают дальность эффективного поражения порядка 5,5 тысячи километров. Именно такими характеристиками обладают стоящая сегодня на вооружении ВВС России стратегическая крылатая ракета класса "воздух-поверхность" Х-101 и ее термоядерная версия - Х-102.
В перечне тактико-технических характеристик любой ракеты существует еще один ключевой параметр, существенно влияющий на ее уязвимость со стороны средств ПВО и ПРО, - скорость полета. Дозвуковая скорость ракет Х-101 (Х-102) делает их сравнительно легкой добычей не только зенитных ракетных систем противовоздушной и противоракетной обороны противника, но и истребителей.
Именно для того, чтобы минимизировать риск снижения эффективности боевого применения или полного срыва выполнения стратегическими бомбардировщиками ВКС РФ боевой задачи, и необходима ракета Х-95. Гиперзвуковая авиационная ракета со сверхдальним радиусом действия способна свести к нулю потенциальные возможности даже самых современных систем ПВО, предполагающих использование мощного зенитно-ракетного и авиационного прикрытия.
Несколько важных деталей
Как уже отмечалось выше, реакция СМИ на упоминание в статье генерал-полковника Зарудницкого новейшей гиперзвуковой ракеты Х-95 была мгновенной и достаточно бурной. Например, сотрудниками РИА "Новости" был найден заслуживающий доверия источник в оборонно-промышленном комплексе России, обладающий информацией о проекте "Х-95" и согласившийся, естественно, в ограниченных действующим законодательством рамках ее раскрыть.
Он констатировал, что опытно-конструкторские работы по этому проекту продвинулись достаточно далеко для того, чтобы говорить о ракете как о реальном новейшем гиперзвуковом оружии. Основным эксплуатантом будущего изделия станет командование дальней авиации ВВС России. В качестве носителей перспективной Х-95 рассматриваются прошедшие модернизацию сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М, известный как "Белый лебедь", и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М. Кроме того, предполагается получение гиперзвуковой Х-95 в качестве основного вооружения находящимся в стадии разработки перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА) "Посланник" ("Изделие 80").
Тот же источник сообщил о начале программы испытаний опытных образцов совместно с воздушным носителем. О характере проводимых испытаний, типе используемого носителя и других подробностях проекта информатор предпочел умолчать.
О самолетах-носителях
Вопросы, касающиеся будущих взаимоотношений авиационных носителей и новейшей перспективной гиперзвуковой ракеты Х-95, как оказалось при ближайшем рассмотрении, имеют на сегодня достаточно высокую степень актуальности. В этом контексте хочется отметить несколько ключевых факторов.
Во-первых, некоторые самолеты дальней авиации не обеспечены комплектом авиационных средств поражения, соответствующих их боевому потенциалу. Поясню на примере. В арсенал вооружения перспективного дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М включены крылатые ракеты класса "воздух-поверхность" Х-32, гиперзвуковые ракеты 9-А-7660 "Кинжал", ракеты большой дальности Х-555, стратегические крылатые ракеты класса "воздух-поверхность" Х-101 и их уменьшенные версии - "Изделия 715". Но ни одна из этих ракет в силу невысоких показателей дальности действия или скорости полета (или в силу и того, и другого одновременно) не позволяет в полном объеме реализовать боевой потенциал модернизированного ракетоносца, получившего наряду с современным цифровым радиоэлектронным оборудованием принципиально новые авионику, системы связи, прицельно-навигационный комплекс, РЛС и системы РЭБ.
Учитывая это, становится очевидным несоответствие имеющегося вооружения потенциальным боевым возможностям самолета, способного эффективно уничтожать объекты не только в оперативном, но и в стратегическом тылу противника. О возможности применения неуправляемых авиационных боеприпасов в двадцатых годах XXI века не стоит и упоминать.
Вторым аспектом, позиционируемым в качестве серьезного препятствия для эффективного боевого применения перспективной гиперзвуковой ракеты Х-95, является недостаточность имеющегося сегодня количества авиационных носителей в составе дальней авиации ВКС РФ.
В настоящее время из числа рассматриваемых в качестве самолета-носителя для ракеты Х-95 в распоряжении командования дальней авиации находятся шестнадцать Ту-160, которые в течение ближайших пяти - семи лет должны быть модернизированы до уровня Ту-160М, и один обновленный Ту-22М3М. Оборонное ведомство России заключило контракты на строительство пятидесяти Ту-160М, но для этого необходимо время. Серийное производство ПАК ДА "Посланник" ожидается не ранее 2028 года. По оценке некоторых специалистов, минимальный количественный уровень носителей Х-95 должен составлять не менее трех тяжелых бомбардировочных авиадивизий с общим парком 120 машин: по 40 единиц Ту-160М, Ту-22М3М и ПАК ДА. Естественно, что реализация такой задачи потребует колоссальных финансовых средств, производственных ресурсов и временных затрат.
В-третьих, неопределенный пока срок запуска в серию производства самих гиперзвуковых ракет Х-95. По канонам сложившейся на сегодня тактики начало стратегической операции обеспечивается нанесением массированного удара. И если в нем будет задействовано менее тысячи ракет, его эффективность окажется достаточно спорной.
В-четвертых, наши заклятые заокеанские партнеры на сегодня неспособны достичь с Российской Федерацией паритета в сфере гиперзвукового оружия. Совсем недавно очередным провалом завершились испытания AGM-183A Air-Launched Rapid Response Weapon - прототипа американской гиперзвуковой ракеты.
Объединив эти соображения, можно прийти к двум вполне закономерным выводам. Вывод первый - очевидно, что перманентное развитие гиперзвукового оружия и его носителей из числа самолетов дальней авиации сегодня должно быть объединено в рамках общей программы. Вывод второй - хотя нам по-прежнему неизвестны ни время поступления новейших Х-95 в строевые части ВКС, ни сроки достижения ими необходимого уровня боевой готовности, их можно с уверенностью позиционировать в качестве высокоэффективных средств стратегического сдерживания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции