О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Боевые самолеты. Тайфун после урагана или третий лишний… почти "Фокке-Вульф"

Тот случай, когда третий реально мог оказаться лишним. А виной всему был Сидней Кэмм, личность одиозная и гениальная одновременно. Яковлев и Туполев в одном флаконе, если такое сравнение никого не покоробит

Тот случай, когда третий реально мог оказаться лишним. А виной всему был Сидней Кэмм, личность одиозная и гениальная одновременно. Яковлев и Туполев в одном флаконе, если такое сравнение никого не покоробит.

Ум и желание творить на благо своей страны вылилось у Кэмма в то, что одновременно велись работы над несколькими проектами. По воспоминаниям сотрудников "Хоукера" порой "в кабинетах царил ад…".

Проблема заключалась в том, что спорить с Кэммом было бесполезно, можно было либо работать над проектами, либо бежать без оглядки.

Кэмм создал "Урагана", то есть, "Харрикейна", который стал основной силой на пути немецких армад в "Битве за Британию". Да, самолет был более чем неоднозначный, но он был.

А потом появился "Спитфайр". И Кэмм понял, что век "Харрикейна" будет недолог и уже перед войной начал переговоры с министерство авиации о том, что начнет разрабатывать новый самолет, на замену "Урагану".

В Дирекции по техническому развитию к идее Кэмма отнеслись благосклонно. Но когда Кэмм и представители министерства авиации озвучили свои желания, начались форменные сражения, поскольку видения Кэмма и представителей Дирекции несколько различались. Точнее - различались очень значительно.

Кэмм планировал создать массовый универсальный истребитель на замену "Харрикейну", а вот в министерстве обороны хотели видеть самолет, который встал бы в один ряд со "Спитфайром". Не заменяя его, а дополняя.

По планам руководства авиации Великобритании, требовался некий истребитель-перехватчик, самолет, не ориентированный на маневренный бой, а предназначенный для сражений с бомбардировщиками и тяжелыми двухмоторными истребителями сопровождения.

То есть, вместо маневренности - скорость, высота и тяжелое вооружение.

Кстати, развернувшаяся позднее "Битва за Британию" подтвердила эти выкладки: маневренные Bf.109 не имели должного радиуса действия, и вся тяжесть защиты немецких бомбардировщиков при налетах на британские города легла на крылья и пулеметы Bf.110, которые были именно такими, двухмоторными и не предназначенными для "собачьей свалки".

Чем закончились сражения в небе Британии, мы в курсе.

Ну и вооружение нового самолета должно было бы отличаться от того же "Харрикейна".

Кэмм планировал установить на самолет жуткую батарею из 12 пулеметов калибром 7,69-мм. Но уже тогда в министерстве авиации Великобритании понимали, что будущее за бронированными бомбардировщиками и пулеметы 7,69-мм будут откровенно слабы.

Собственно, так и получилось в будущем. Но уже в 1938 году в министерстве авиации настояли на том, чтобы Кэмм пересмотрел вооружение нового самолета в сторону пушечного. Пушки казались более реальным оружием против бомбардировщиков.

На протяжение года шли споры относительно роли нового самолета, но в итоге победили деятели из министерства: самолету суждено было стать истребителем-перехватчиком с очень мощным для того времени пушечным вооружением.

Затем начались ставшие уже классикой муки творчества с двигателями. Кэмм и министерство решили, что самолет должен получить максимально сильный двигатель, мощностью около 2 000 л.с. И было очень соблазнительно попробовать что-то совсем новаторское и экспериментальное.

Например, "Сейбр" от фирмы "Нэпир". Это был весьма интересный мотор, Н-образный, 24-цилиндровый двигатель водяного охлаждения. Двигатель обещал очень высокие характеристики, несмотря на то, что действительно, нововведений в нем было очень много. Например, бесклапанное гильзовое газораспределение.

Вторым претендентом был "Валчер" от "Роллс-Ройса". Тоже была весьма оригинальная конструкция, Х-образный мотор, созданный путем посадки на один вал двух V-образных моторов "Перегрин", давно освоенных в производстве и суливших как минимум, надежность.

Оба мотора находились в стадии доработки, то есть, были весьма "сырыми", хотя и многообещающими.

В итоге работы над новым самолетом шли в довольно спокойном темпе. Гром грянул 15 января 1938 года, когда десять авиастроительных фирм получили предложение участвовать в конкурсе на создание самолета-перехватчика с четко определенными характеристиками: быстрый, высотный, с хорошей скороподъемностью и вооруженный четырьмя пушками 20-мм. Маневренность в первоочередных требованиях отсутствовала.

В "Хоукере" начался ад созидания и уже 22 апреля министерству были предложены ДВА проекта истребителя-перехватчика. Первый был обозначен как "Type R" и оснащался двигателем Роллс-Ройс "Валчер", второй назвали "Type N" и его сердцем был Нэпир "Сейбр".

Проекты в министерстве понравились и "Хоукеру" заказали по два прототипа для проведения испытаний. Самолет с "Валчером" назвали "Торнадо", с "Сейбром" - "Тайфун".

Фактически это был один и тот же проект с существенно переделанной под двигатели носовой частью. Самолеты сохранили пространственную раму из стальных труб, как у "Харрикейна", но заметно увеличились в размерах.

В отличие от "Харрикейна", новые самолеты были полностью металлическими. Монокок стаал полностью металлическим, дюралевая же обшивка крыльев принимала на себя часть нагрузок на крыло.

Самолеты получились похожи, только в носовой части наблюдались различия: у "Тайфуна" была характерная "борода" от водяного радиатора, который расположили под мотором, а у "Торнадо" радиатор разместили по образцу и подобию "Харрикейна", в бронированной ванне под центропланом. И по разному были выведены выхлопные патрубки: у "Сейбра" в один ряд, У "Валчера" в два ряда.

Так как министерство дало указание построить по два экземпляра каждой модели, Кэмм решил построить самолеты с разным видом вооружений. "Модель А" вооружалась 12 пулеметами, "Модель В" - четырьмя 20-мм пушками "Испано".

Интересно была реализована система незамерзания стекол, что было очень полезно для длительных полетов на больших высотах. Прозрачные панели остекления кабины были сделаны двойными: первая из бронестекла толщиной 38 мм, вторая из бронестекла толщиной 5 мм. Между ними подавался горячий и сухой воздух от двигателя, что полностью предотвращало обледенение стекол.

Первым в воздух был поднят "Торнадо". Двигатель "Валчер" был готов немного раньше, чем "Сейбр", плюс строящийся "Тайфун" был сильно поврежден случайно залетевшей на территорию завода в Кингстоне немецкой бомбой. Вообще немцы пытались разбомбить расположенную рядом железную дорого, а попали в хорошо замаскированный завод.

Так что первым полетел "Торнадо". Это случилось 6 октября 1939 года. Летные характеристики самолета оказались просто превосходными, однако, на больших скоростях свыше 650 км/ч сильно возрастало аэродинамическое сопротивление. Виноватой оказалась ванна радиатора, и "Торнадо" оборудовали радиатором, как у "Тайфуна". Летные данные значительно улучшились.

"Тайфун" поднялся в воздух 24 февраля 1940 года. Самолет был неплох, но пришлось возвращать на завод и дорабатывать хвостовое оперение, так как прототип неустойчиво вел себя в полете.

Аналогично поступили с оперением и на "Торнадо". В итоге самолеты стали еще более похожи друг на друга.

У министерства авиации был интересный план по строительству самолетов. Планировалось к сентябрю 1941 года построить около 1 000 самолетов в такой пропорции: 500 штук "Торнадо", поскольку "Валчер" казался более надежным, 250 "Тайфунов", и 250 той модели, которая окажется лучше в эксплуатации. "Тайфун" и "Торнадо" должны были собирать параллельно.

Однако в мае 1040 года министерство авиации Великобритании устами министра лорда Бивербрука объявило о том, что вводится "программа пяти". То есть, все усилия промышленности сосредотачиваются на производстве истребителей "Харрикейн" и "Спитфайр" и бомбардировщиков "Веллингтон", "Уитли" и "Бленхейм".

Производство "Тайфуна" и "Торнадо" было отложено практически до окончания "Битвы за Британию".

5 мая 1940 года поднялся в небо второй "Тайфун", а 5 декабря - второй опытный "Торнадо". Оба самолета были вооружены по типу "В", то есть, с пушками в крыльях. Первые опытные экземпляры были с пулеметами. Началась программа практических испытаний.

И в результате этих испытаний "Торнадо" сошел с дистанции. Его подвел мотор. "Валчер" так и не стал тем двигателем, который мог бы считаться надежным. Даже замена "Валчер II" на более сильные "Валчер V" не дала ожидаемых результатов.

В итоге, очень сильно занятая модернизациями "Мерлина" фирма "Роллс-Ройс" разочаровалась в "Валчере" и прекратила работы по его отладке. Вместе с "Валчером" ушел и проект бомбардировщика "Манчестер", который сменил "Ланкастер" с четырьмя "Мерлинами".

Потому "Торнадо" не вышел за рамки прототипа. Кроме прототипов был изготовлен только один серийный самолет, который использовали в стендовых испытаниях. А наработки по "Торнадо", в том числе и эксперименты по установке различных двигателей (Райт Р-2800, Бристоль "Центавр" и Фэйри "Монарх") пригодились при работах по "Темпесту". Но это уже другая история.

А "Тайфун" тоже отложили в недолгий, как оказалось, ящик. Заказ на перехватчик могли запросто аннулировать, но помогли немцы. В конце лета 1941 года на Западном фронте дебютировал "Фокке-Вульф" FW.190A, который значительно осложнил жизнь пилотам "Спитфайров". Про "Харрикейны" даже говорить не будем.

"Фокке-Вульфам" надо было что-то противопоставлять, и делать это немедленно. И тут вовремя вспомнили о "Тайфуне". Весной 1941 года началось серийное строительство самолета, а 27 мая в небо поднялся первый серийный "Тайфун".

Правда, вооружение самолета состояло из 12 пулеметов. Очень предусмотрительно со стороны Кэмма было разработать такую схему, потому что вооружить самолеты пушками не представлялось возможным. Не хватало ленточных механизмов подачи снарядов, которые выпускались во Франции, в Шательро, по лицензии. Производство всех комплектующих к пушкам "Испано" заняло много времени и усилий.

Кроме пулеметов первые "Тайфуны" имели непрозрачный гаргрот за кабиной летчика и двигатели "Сейбр I".

Двигатель "не тянул". Да, он был более надежен, чем "Валчер", но с "Сейбром" истребитель разгонялся только до 620 км/ч, в то время как расчеты обещали 750 км/ч, а в министерстве были не столь оптимистично настроены и ждали скорости в 645 км/ч. Только к самому концу серии, проведя целый ряд доработок, скорость подняли до 663 км/ч. Скороподъемность тоже была недостаточной.

Мотор стал ахиллесовой пятой самолета. "Сейбр" выдавал ресурс не более 25 часов. Это больше, чем на первых испытаниях, когда мотор работал не более 10 часов, но все равно, катастрофически мало. Но зачастую "Сейбры" выходили из строя, не отработав даже 25 часов.

В полете "Сейбр" частенько перегревался, и его заклинивало при наборе высоты. Он мог воспламениться на взлете. Если учесть, что рядом с креслом пилота шли магистрали от бензобаков, то обнаружив, что из-под ног тянет дымом, летчики еще на старте выскакивали из кабин. Порой это было весьма и весьма оправдано.

Еще одной головной болью в прямом смысле этого слова стали выхлопные газы, попадавшие в кабину летчика через перегородку между двигателем и кабиной. Летчики имели возможность отравиться выхлопными газами. Еще газы пропускал коллектор, отводивший их для обогрева пулеметов.

Были проведены работы, коллектор и переборку загерметизировали, выхлопные патрубки удлинили, но проблемы это решило частично. Потому британские летчики со временем привыкли, что кислородную маску надо надевать перед тем, как запускать двигатель.

Еще отдельно проблемой стал флаттер, который появлялся на сравнительно небольших скоростях.

Однако в воздухе Второй Мировой "Тайфун" был необходим, потому наскоро устранив основные недостатки, британцы запустили самолет в серию и начали поставлять его в строевые части.
Спешка, вызванная необходимостью, породила не совсем хорошее восприятие самолета в частях. Летчики травились угарными газами, горели, самолеты очень часто попадали в аварии и катастрофы. На счету первых 142 "Тайфунов" в строевых частях числилось 135 аварий.

Нельзя сказать, что в фирме-изготовителе спокойно на это все смотрели. "Хоукер" отправила в строевые эскадрильи в качестве инструкторов всех своих летчиков-испытателей. "Хоукер" и "Глостер", где тоже производились "Тайфуны", отправляли свои заводские бригады для более тесного сотрудничества с ВВС на аэродромы.

Да, первоначально летный состав был совершенно не в восторге от нового самолета. "Тайфун" был быстрым, но тяжелым и очень ненадежным. Не "Спитфайр", который пользовался у британских летчиков заслуженной любовью.
Командир одной из эскадрилий, перевооруженной на "Тайфуны", Р. Бьюмонт, высказал мнение, что лучшая роль, которую мог бы сыграть "Тайфун" - это не перехватчик, а штурмовик.

Но "Тайфуны" были отправлены нести службу на юг Британии, чтобы противостоять налетам немецкой авиации. В том числе и "Фокке-Вульфам".

Успехи, скажем прямо, пришли не сразу. В конце 1941 - начале 1942 годов немцы использовали тактику просачивания на сверхмалых высотах, чтобы не попасть в зону видимости британской радарной системы. На высотах ниже 3000 метров "Тайфун" превосходил "Фокке-Вульфа" в скорости, но стоило самолетам подняться выше 6000 метров, и все преимущества "Тайфуна" исчезали.

В итоге все пришли к выводу о том, что как перехватчик "Тайфун" не очень хорош. Плюс еще постоянные поломки двигателей. "Спитфайр", особенно модели IX, справлялся с перехватом немецких самолетов ничуть не хуже, а где-то даже и лучше, чем "Тайфун".

Вполне резонно в министерстве авиации задумались над тем, нужен ли "Тайфун" вообще.

Тем временем выпуск самолетов и оснащение им летных частей продолжался. И одним из вариантов использования самолета стало предложение, которое сделал Бьюмонт. То есть, использование "Тайфуна" в качестве ударного самолета.

Предполагалось, что "Тайфун" заменит штурмовые модификации "Харрикейна" за Западном фронте, где британцы уже начали действовать по коммуникациям немцев.

Оказалось, что "Тайфун" обладает двумя качествами, необходимыми штурмовику: мощное вооружение и хорошая скорость. То есть, самолет мог быстро зайти в район действий, отстрелять по целям и так же быстро смыться.

Четыре пушки с приличной скорострельностью одинаково хорошо разносили все, что попадало к ним в прицелы: речные баржи, катера, паровозы и грузовики. В общем, вышел этакий "Фокке-Вульф" наоборот. Со знаком "плюс".

609-я эскадрилья на "Тайфунах" к лету 1943 года достоверно настреляла более сотни паровозов во Франции и Бельгии.

Мощный "Сейбр", который все-таки довели до ума, позволял творить чудеса. Подвесить дополнительные топливные баки на 300 литров? Не вопрос, летим дальше. Бомбы по 227 кг? Запросто. Американские по 454 кг? Пыхтим, но тащим. Кассеты с мелкими осколочными бомбами, дымовые бомбы, мины - "Тайфун" исправно тащил и сбрасывал все.

Вошедший в раж Кэмм попробовал увеличить количество пушек до шести, но крыло решили пожалеть и так не нагружать, опасаясь ухудшения летных свойств.

Зато на "Тайфуне" прекрасно прижились ракеты. Те самые, калибром 76-мм, которые применялись с "Москито", "Бофайтеров", "Харрикейнов" и "Суордфишей". Ракеты не отличались точностью попадания, зато были дешевы в производстве и их можно было выпускать тысячами.

С 1943 года все "Тайфуны" выпускались только в пушечном варианте, стволы получили обтекатели, "автомобильные" двери по типу "Аэрокобры" уступили место обычному сдвижному фонарю.

И "Тайфун" реально заиграл.

Звездным часом штурмовика стал 1944 год, когда за несколько дней до высадки союзников в Нормандии 22 эскадрильи "Тайфунов" устроили расстрел немецких радиолокационных станций на побережье, значительно затруднив обнаружение кораблей с десантом.

После высадки десанта "Тайфуны" не простаивали. Их привлекли для непосредственной поддержки войск. По факту они исполняли роль Ил-2 в ВВС РККА. Обычно "Тайфуны" патрулировали вблизи поля боя на высоте около 3000 м. По командам авианаводчика на передовой они атаковали бронетехнику, позиции артиллерии, доты и дзоты.

Конечно, попасть ракетой по танку или доту из пикирующего истребителя было практически невозможно, но это давало сильный моральный эффект, деморализуя противника. Кроме того, "Тайфун" оказался очень живуч, и выдерживал многочисленные попадания пуль и снарядов, хотя и не обладал особенно мощной бронезащитой.
Другая часть эскадрилий, вооруженных "Тайфунами", занималась привычной охотой на транспортные средства немцев, парализуя перевозки в прифронтовой зоне. Самолеты гонялись за каждой автомашиной, не жалея снарядов. Пары и одиночные истребители патрулировали железные и шоссейные дороги, обстреливая все, что движется.

Еще одна весьма важная цель: мотоциклисты. Связные на мотоциклах в условиях нарушения связи оставались самым надежным способом передачи данных, и охота за ними тоже осуществлялась "Тайфунами".

В июне 1944 года "Тайфуны" начали заменяться более новыми истребителями-штурмовиками "Темпест".

По сути, "Тайфун" до конца войны оставался основным самолетом непосредственной поддержки британских войск. Одноместный штурмовик заслужил уважение британского солдата, так как был всегда готов нанести удар по противнику.

Эскадрильи "Тайфунов" штурмовали немецкие колонны, пытающиеся вырваться из Фалезского "мешка", уничтожали эшелоны с военными грузами, охотились за грузовиками.

Немцы "ценили" истребитель, ставший штурмовиком. И как могли, старались уничтожать эти самолеты. 1 января 1945 года Люфтваффе нанесло массированный удар по прифронтовым аэродромам. За один день британцы потеряли около 160 "Тайфунов", из них 141 - на аэродроме в Эйндховене, где немцы накрыли все крыло истребителей в момент взлета.

Но к тому времени британская промышленность могла довольно оперативно возместить потери и "Тайфуны" продолжали свою работу.

Не всегда эта работа была красивой. 3 мая 1945 года две эскадрильи "Тайфунов" ракетами потопили два крупных немецких судна, "Кап Аркона" и "Дойчланд". Суда перевозили заключенных из немецких концлагерей, которые почти все погибли. Но об этом стало известно только после войны.

Кроме обычных истребителей, за время войны были изготовлены около 60 ближних разведчиков. Переделка заключалась в том, что две пушки снимались, а в правом крыле устанавливали фотокамеру. Эти самолеты приняли самое непосредственное участие в боях в Европе.

Была, выпущенная меньшей серией, около 20 машин, модификация, когда пушки не снимались, а в фюзеляже монтировались две плановые фотокамеры в хвостовой части.

Была осуществлена попытка установки на "Тайфун" РЛС AI MK.IV. Испытания показали, что пилот не способен управлять истребителем и получать данные от радара. Кроме того, дальность полета пострадала, так как аппаратуру разместили в подвесных контейнерах вместо баков.

Всего было выпущено 3 317 "Тайфунов", последний из которых попал в войска в ноябре 1945 года. "Тайфуны" не поставлялись на экспорт и воевали исключительно в частях Королевских ВВС.

Одна машина оказалась в СССР. Это случилось в июле 1945 года, прошедшую капитальный ремонт машину передали в распоряжение советских специалистов. "Тайфун" изучали в ЛИИ, ЦАГИ и НИИ ВВС. В основном наших инженеров интересовал двигатель "Сейбр". Поскольку такого мотора у нас на тот момент не было.

В остальном "Тайфун" не представлял интереса, поскольку на пороге уже стояли реактивные самолеты. Это бы единственный случай, когда "Тайфун" попал в распоряжение другой страны.

Отдельно стоит сказать несколько слов о вооружении. Разместить в крыле 6 пулеметов - это не шутка, учитывая, что наш любимый "Браунинг" 12,7-мм весил 30 кг, а "Браунинг" калибра 7,69-мм "всего" 10 кг. Да, по массе примерно то же самое, но "Браунинги" 7,69-мм пришлось "размазывать" по всему крылу. Плюс боекомплект никто не отменял.

Крылу пришлось непросто. Точнее, конструкторам, которые разрабатывали его. Для того, чтобы разместить эту батарею, в крыле был усилен средний лонжерон, на которой пришлась основная нагрузка от лафетов. Лафеты для пулеметов были литые, их расположили в отсеке вооружения посередине, а ящики с патронами разместили справа и слева от лафета по три штуки.

В крыльях были сделаны люки для доступа к задним креплениям пулеметов для того, чтобы обеспечить наводку каждого ствола в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Так как "Тайфун" планировался на роль высотного перехватчика, то была устроена система обогрева пулеметов. От радиатора брался поток теплого воздуха и по патрубкам, проложенным за задним лонжероном, подавался в отсек с пулеметами.

Патронные ящики устанавливались по обе стороны от лафета по три штуки. Два ящика впереди, один сзади. Такое размещение диктовалось профилем крыла. Емкость двух передних ящиков была по 460 патронов, в задний влезало 500 штук.

С пушками была почти аналогичная ситуация, только пушки лежали в индивидуальных лафетах.

Снарядные ящики устанавливались с внешней стороны пушек, емкость ящиков была почти одинаковой: у пушки, которая была ближе к корню крыла боекомплект был 145 снарядов, у пушки с внешней стороны - 143.

Стреляные гильзы и соединительные звенья выбрасывались через лючки в нижней поверхности крыла. Управление стрельбой осуществлялось электрической кнопкой на верхней части ручки управления.

На самолетах устанавливался фотопулемет. Его место было внутри тоннеля радиатора с правой стороны. Фотопулемет включался параллельно с открытием огня через кнопку на ручке управления, можно было включить фотопулемет и отдельно.

Бомбовая нагрузка крепилась под крылом самолета при помощи балок, которые в свою очередь цеплялись на крюки для подвесных баков. "Тайфун" мог взять две бомбы по 250 фунтов (113 кг) или две бомбы по 500 фунтов (227 кг).

Экспериментально проводилась подвеска бомб весом в 1000 фунтов (454 кг) но широкого распространения эксперимент не получил.
Станки для пуска ракет устанавливались на те же места, что и бомбодержатели.

Помимо стандартного для того времени радиооборудования на "Тайфуне" имелась отдельная радиостанция R3003 для "слепой" посадки.

ЛТХ "Typhoon" Mk.IB

Размах крыла, м: 12,67
Длина, м: 9,65
Высота, м: 4,50
Площадь крыла, м2: 25,92

Масса, кг
  • пустого самолета: 3 942
  • нормальная взлетная: 5 340
  • максимальная взлетная: 5 854
Двигатель: 1 х Napier "Sabre" IIB х 2200 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 658
Крейсерская скорость, км/ч: 530
Практическая дальность, км: 1 460
Скороподъемность, м/мин: 831
Практический потолок, м: 10 300

Экипаж, чел: 1
Вооружение:
  • четыре 20-мм крыльевых пушки
  • 8 реактивных снарядов или 2 бомбы 227 кг или 2 бомбы 454 кг


В целом, самолет был весьма своеобразным. И мог вообще не войти в историю, как собрат "торнадо". Но война распорядилась так, что "Тайфун" не стал "третьим лишним", а нашел применение в качестве самолета поддержки и штурмовика. Это лучше, чем что бы то ни было.

Можно сказать, что у Кэмма получился "Фокке-Вульф" со знаком "плюс". Немецкий самолет тоже создавался изначально как истребитель, а в ходе войны стал почти бомбардировщиком и штурмовиком. Так же и наш персонаж. До Ил-2, конечно, явно не дотягивал, но работу свою делал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка