Газета.Ru
9 ноября 2021, 17:54
"Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все"
Новый китайский палубный истребитель-невидимка, созданный на основе Shenyang J-31 впервые поднялся в воздух
"Появились фотографии, вероятно, палубного истребителя-невидимки Китая, который впервые поднимается в воздух. Фотографии подтверждают, что самолет, точное обозначение которого неизвестно, является развитием модернизированного истребителя-невидимки Shenyang FC-31. На фотографиях показана штанга для запуска катапультой на носовой стойке шасси и узлы на крыльях, которые позволяют складывать их. Это - типичная особенность палубных самолетов", - сообщил американский портал Defense News.
"Китай семимильными шагами развивает свой авиапром. Он экспериментирует во всех областях, которыми, в свое время, занимались США и СССР. В перспективе Китай представит конкурентную опасность для России и США, потому что то, как он развивают свою авиацию, говорит о его весьма больших амбициях", - рассказал "Газете.Ru" военный эксперт Дмитрий Литовкин.
Не виден только "в лоб"
Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности объекта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета и материалов, из которых он сделан.
Радиолокационная заметность самолета заключается в отражении от его внешней поверхности радиолокационных волн и приеме их радиолокационной станцией (РЛС).
"Форма корпуса этих самолетов отражает радиолокационный сигнал в направлениях вне стороны облучения. За счет этого резко падает эффективная площадь рассеивания. Это приводит к тому, что дальность обнаружения подобных самолетов может падать в два-четыре раза", - рассказал "Газете.Ru" доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков.
Эксперт отметил, что такой эффект невидимости может быть достигнут самолетом не с любого ракурса. "В лобовой проекции он действительно может быть невидим для локаторов - резко снижается дальность его обнаружения, но в боковой и задней проекциях он виден хорошо, как обычный самолет", - сказал Сивков.
По его словам, поглощающее сигналы покрытие - основная проблема стелс-истребителей.
"Например, на американском истребителе F-22 Raptor оно требовало специального обслуживания, серьезных ограничений по температурному режиму хранения этих самолетов. Применяются и другие технологии, которые существенно снижают требования эксплуатации, но несколько повышают и возможности по обнаружению этих самолетов", - сказал Сивков.
Радиолокационная невидимость самолета обеспечивается только при условии соблюдения "чистоты форм" - отсутствия наружных подвесок. В том числе ракет - они могут располагаться только внутри. Ввиду того, что на борту самолета еще находятся электроника, двигатели, топливо, боевая нагрузка самолетов в режиме невидимости невозможна в больших количествах.
"Американские истребители-невидимки F-22 Raptor и F-35, российский Су-57 могут нести только четыре ракеты. Для того, чтобы они несли большее количество вооружения, его нужно крепить к наружным пилонам. Но вследствие появляются углы и дальность обнаружения самолета резко возрастает", - сказал Сивков.
F-117 против советской РЛС
По мнению главного редактора журнала "Арсенал Отечества", члена экспертного совета при Военно-промышленной комиссии Виктора Мураховского, сравнивать российские, американские и китайские стелс-истребители - бессмысленно.
"Есть конкретные показатели испытаний эффективной площади рассеивания радиолокационных волн, которые проводятся по специальным методикам. Но о результатах испытаний таких самолетов широко не известно - нет внятных данных по их характеристикам для сравнения. Невидимки - это легенды", - сказал он.
В свою очередь, Литовкин также утверждает, что "по большому счету самолетов-невидимок не существует, потому что российские РЛС их видят, а технология, понижающая заметность самолетов, - не панацея".
"Об этой технологии много говорят, но, по факту, она не обеспечивает полной невидимости. Есть РЛС, которые работают в таких диапазонах, которые позволяют видеть такие самолеты. Россия - лидер в этой области", - сказал он.
Дмитрий Литовкин напомнил, что в Югославии в 1999 году был сбит американский стелс-бомбардировщик F-117, замеченный РЛС еще советской разработки.
"Спектр электромагнитного излучения обширен, а снижение заметности объектов происходит в весьма узком диапазоне. Поэтому самолет может быть меньше заметен в диапазоне сантиметровых волн, в диапазоне метровых - визуализироваться отлично", - заключил Мураховский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей