О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Роковой второй круг. Что известно о падении самолета Ан-12 под Иркутском

В 19:45 3 ноября грузовой самолет Ан-12 пропал с радаров в семи километрах от Иркутска в районе населенного пункта Пивовариха

В 19:45 3 ноября грузовой самолет Ан-12 пропал с радаров в семи километрах от Иркутска в районе населенного пункта Пивовариха. Воздушное судно рухнуло, когда пилоты заходили на второй круг, чтобы совершить посадку в сложных погодных условиях. На улице была метель.

На борту был опытный экипаж

По словам диспетчера иркутского аэропорта, после доклада экипажа о намерении уйти на второй круг и сесть, в течение трех-четырех секунд высота на индикаторе изменилась с 230 метров до 120. В дальнейшем самолет пропал с радаров. После падения Ан-12 загорелся. Тут же вспыхнуло разлившееся на 300 квадратных метров топливо.

Самолет принадлежал белорусской авиакомпании "Гродно", он перевозил продукты на Чукотку. Во время падения груза на борту уже не было, судно возвращалось пустое. В составе экипажа были девять человек, к сожалению, все они погибли. Экипаж состоял из представителей трех стран. Это капитан Александр Егоров и бортмеханик Юрий Кропалев из России, второй пилот Олег Щучко и бортрадист Александр Чуприненко из Украины, штурман Андрей Сергеев, инженеры Дмитрий Гармоненко и Максим Карпук из Белоруссии. Также с ними летели двое сопровождающих - представители компании "Заполярье".

В министерстве транспорта и коммуникаций Белоруссии сообщили, что судном управлял опытный экипаж. Командир имел общий налет более 12 тысяч часов. На самолетах типа Ан-12 он налетал более 7 тысяч часов.

Виноваты погода или поломка

После крушения Ан-12 сотрудники Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте завели уголовное дело. На место происшествия сразу после ЧП выехала следственная группа, которая обследовала остатки фюзеляжа и бортовые самописцы. Все "черные ящики" передали в лабораторию Международного авиационного комитета для дешифровки.

Пока следователи рассматривают несколько вероятных причин авиакатастрофы. Среди них - ошибка пилотирования, сложные погодные условия с ветром и снегом и возможная техническая неисправность транспортного средства. До выяснения причин авиакатастрофы в Белоруссии приостановили коммерческое использование воздушных судов этой модели.

Сейчас с места крушения продолжают вывозить обломки самолета. Их собирают с помощью автокранов и доставляют на самосвале в специальный ангар на территории аэропорта в Иркутске, там их будут изучать эксперты из Международного авиационного комитета. Проводить исследования на открытом воздухе невозможно из-за ночных минусовых температур.

После завершения следственных мероприятий и установления точной причины авиакатастрофы обломки самолета передадут авиакомпании "Гродно", которая займется их утилизацией. Как только место крушения очистят, сотрудники министерства лесного комплекса Иркутской области проведут там рекультивацию почвы. Санитарную обработку участка уже выполнили.

В Иркутск уже прибыли представители авиакомпании "Гродно", а также двое сыновей погибшего командира Ан-12. Кроме того, желали приехать еще пять родственников. Для их проживания подготовили номера в гостинице.

Мнение

Когда закончится самолетопад?

В России уже месяца не проходит без крупных авиапроисшествий.

Гибель Ан-12 под Иркутском в очередной раз заставила задуматься над тем, что не так в нашей гражданской авиации.

Когда узнал о катастрофе, первым делом на ум пришло: без смены руководства отраслью самолеты у нас падать не перестанут. А потом задумался: мы не в СССР живем, где одно Министерство гражданской авиации отвечало за все авиаперевозки, кроме военных. Кого нынче руководством считать? Министерство транспорта в лице Росавиации и Ространснадзора? Министерство науки и высшего образования, чьи вузы выпускают недостаточно подготовленных пилотов и авиаинженеров? Руководителей частных авиакомпаний и аэропортов? Как тут не вспомнить про 7 нянек и оставшееся без глазу дитя?

Но вернемся к Ан-12 компании "Гродно". Белорусский самолет оказался в нашем небе неслучайно. После распада СССР много бортов, пригодных для транспортных перевозок на наших северах, оказались на территории стран СНГ, прежде всего в Казах стане и Белоруссии. Им столько этих самолетов было не нужно, у нас, напротив, чувствовался недостаток.

Ан-12 вылетел 3 ноября из Якутска, долетел до аэропорта назначения и упал. Почему, пусть разбирается Межгосударственный авиационный комитет - организация не российская, а наделенная полномочиями от полумифического СНГ. Но мой летный опыт в 53 года и 25 тыс. часов в воздухе подсказывают: с большой долей вероятности виновато обледенение самолета. Это явление происходит строго при температуре воздуха от -5 до +5˚С. В Якутске было -9˚С, поэтому обрабатывать машину реагентом никому в голову не пришло. К тому же это денег стоит. Но в районе Иркутска погода стояла другая, там все условия для обледенения были налицо!

Такие типовые для полетов в высоких широтах ситуации должны быть прописаны в соответствующих документах. Тех самых, за составление которых несут ответственность Минтранс, Росавиация и др. Поэтому возвращаюсь к тому, с чего начал: "Может, что-то в консерватории подправить?"

Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ...
Авторские права на данный материал принадлежат «АиФ - Иркутск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка