О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

История самолета из парка Победы Ставрополя: два десятка лет в небе и полеты с Терешковой

В 2021 году Ил-18 из ставропольского парка Победы исполнилось 60 лет

В 2021 году Ил-18 из ставропольского парка Победы исполнилось 60 лет. Многим он известен благодаря одиозному кафе "Лайнер", однако история самолета куда глубже. Об этом - в материале "Победы26".

Ил-18 - во многом уникальный самолет. Это первая в СССР модель, изначально спроектированная для перевозки пассажиров. Всего выпустили около 500 таких лайнеров. До этого такие аппараты были, по сути, глубокими модификациями военных воздушных судов.

Неудивительно, что с расцветом реактивной авиации лайнер стал одним из самых распространенных авиапамятников в стране.

Ставропольский Ил-18 с бортовым номером СССР-75767 выпустили в 1961 году на московском машиностроительном заводе "Знамя". Самолет относился к самой массовой модификации Ил-18В. За все время производства собрали 335 таких бортов.

Первым местом службы Ил-18 СССР-75767 стал московский аэропорт "Внуково". Однако уже в 1962 году судно отправилось в Закавказье, в армянский авиаотряд.

Именно на этом лайнере в 1965 году с визитом в Армению прибыла первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Сохранился исторический снимок, где они с мужем Андрияном Николаевым стоят у хвостовой части в ереванском аэропорту.

В 1977 году, после 16 лет эксплуатации, Ил-18 СССР-75767 прошел модернизацию на авиаремонтном заводе в подмосковном Быково. Самолет получил более мощные двигатели, дополнительные топливные баки и новое пилотажное оборудование.

Летная жизнь борта после модернизации была недолгой, и спустя 2 года он выработал положенный ресурс. В 1979 году Ил-18 списали, и еще несколько лет он простоял в аэропорту Еревана.

В СССР списанные самолеты часто не распиливали на металл, а устанавливали в парках и скверах как памятники. Именно так в 1981 году Ил-18 из ереванского авиаотряда и оказался в парке Победы Ставрополя.

Сажать самолет пришлось на грунтовую взлетно-посадочную полосу аэродрома ДОСААФ в юго-западном районе. Такой выбор был неслучайным: объект находился ближе всего к парку Победы, что упрощало транспортировку к месту последней стоянки.

Даже несмотря на все ухищрения, самолет все равно пришлось разбирать. С него сняли крылья и в таком виде провезли по улицам города.

Большинство самолетов, установленных в городах бывшего СССР, пошли под нож в конце 80-х - начале 90-х годов. Схема почти всегда была одинаковой: в бывших памятниках открывали увеселительное заведение. Через несколько лет оно сгорало и то, что оставалось от лайнера, сдавалось в металлолом.

Ставропольскому Ил-18 повезло избежать такой участи, хотя в развлекательных целях его использовали с 1991 года. Сначала в нем открыли видеосалон, потом комнату смеха, а в 2000-х годах по правому борту - знаменитое кафе "Лайнер".

Сейчас заведение не работает, а само судно обросло плотным слоем ларьков с фаст-фудом. Хочется верить, что ставропольский Ил-18 не повторит судьбу своих собратьев, превращенных в груду металлолома. Памятников этому самолету в стране осталось меньше десятка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Победа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка