МАИ
12 ноября 2021, 12:01
До Луны и обратно: эксклюзивное интервью маевца - командира экипажа SIRIUS-21
4 ноября стартовал международный эксперимент SIRIUS-21 по имитации полета на Луну. Из двенадцати кандидатов были выбраны шесть человек, которым предстоит прожить вместе 240 суток в имитаторе космического корабля
4 ноября стартовал международный эксперимент SIRIUS-21 по имитации полета на Луну. Из двенадцати кандидатов были выбраны шесть человек, которым предстоит прожить вместе 240 суток в имитаторе космического корабля на площадке Института медико-биологических проблем РАН. Командиром экипажа стал начальник отделения по созданию комплексных тренажеров перспективных транспортных кораблей ЦПК им. Ю.А. Гагарина, аспирант Московского авиационного института Олег Блинов.
Помимо него в состав команды вошли врач-хирург ИМБП Виктория Кириченко, экс-бортпроводник авиакомпании Nordwind, младший научный сотрудник ИМБП Екатерина Карякина, бакалавр русского языка и литературы из США Уильям Браун, представитель командования космических систем США Эшли Ковальски, а также космонавт-испытатель из ОАЭ Салех Омар Аль Амери. В ходе эксперимента участники будут собирать научные данные по целому ряду задач.
Накануне начала эксперимента пресс-служба МАИ пообщалась с Олегом и узнала у него о том, как шла подготовка к эксперименту, как участие в эксперименте повлияет на его научную и профессиональную деятельность и так ли страшна длительная изоляция.
- Вы являетесь аспирантом МАИ. Почему, имея столь большой опыт работы, обладая высоким уровнем профессионализма, вы решили опять пойти учиться?
Я учусь на кафедре 601 "Космические системы и ракетостроение" в институте №6 "Аэрокосмический" МАИ. Моя диссертационная работа связана с проектированием летательных аппаратов космических объектов - "Проектирование комплексных тренажных средств для перспективных пилотируемых кораблей для освоения дальнего космоса".
Более чем двадцатилетний опыт в области практики проектирования, эксплуатации и подготовки комплексных тренажеров для подготовки космонавтов позволяет мне проводить глубокий анализ, переводить его в научные данные и предлагать свои решения, которые позволили бы создать новый подход к созданию тренажеров.
- Почему вы выбрали для своей научно-исследовательской деятельности МАИ?
С МАИ я связан давно, этот вуз уже стал для меня родным. Я окончил магистратуру в институте №10 "Иностранных языков" МАИ в области связей с общественностью в аэрокосмической отрасли. Что касается моего нынешнего обучения, то я считаю, что именно здесь я смогу полностью реализовать свои научные наработки.
- Вы говорили, что полученный во время 8-месячного изоляционного эксперимента SIRIUS-21 опыт ляжет в основу вашей диссертации. Какой именно опыт для вас важнее всего получить?
Участие в эксперименте является продолжением моей научной работы в области воздействия средств подготовки операторов для освоения дальнего космоса в условиях изоляции. Я считаю, что именно наземные комплексы дают возможность полноценно оценить, на чем должны готовить будущих космонавтов.
Приняв личное участие в запланированных экспериментах, а их, к слову сказать, порядка 70-ти, связанных с выполнением научных, медико-биологических, операционно-технических программ, и имея возможность находиться в условиях, приближенных к космическим в области жесткого изоляционного состояния, я смогу более рационально подходить к вопросу планирования и проектирования технических средств для подготовки, а также для обучения в условиях длительного космического полета.
- Трудно ли было готовиться к эксперименту?
Да, подготовка к эксперименту была очень насыщенной. Занятия проходили ежедневно на протяжении двух с половиной месяцев. В условиях изоляции организатор эксперимента, Институт медико-биологических проблем РАН, перевел нас досрочно в обсервационный режим: около месяца мы в буквальном смысле живем в институте. Занятия проходят с утра и до позднего вечера.
Большой упор делается на когнитивное, локомоторное воздействие. Ну, и, конечно, очень много обучающих курсов, связанных с возможностью проводить командой экипажа запланированные эксперименты в полностью автономном режиме, с учетом того, что связь с Центром управления полетом будет проходить с 5-минутной задержкой и с ограниченным количеством сеансов - как при реальном космическом полете.
- При отборе на программу какие качества кандидатов были решающими?
Принципы похожи на те, которые применяются при отборе в отряд космонавтов. Важными критериями являлись, безусловно, состояние здоровья, а также профессиональные качества, уровень образования кандидата, его специализация, опыт работы. Также важными аспектами являлись характеристика кандидата с места работы и его морально-психологические качества.
- Наверное, провокационный вопрос: почему, на ваш взгляд, в число участников эксперимента входит бортпроводник?
Конечно, бортпроводник - это не пилот и не инженер. Но Екатерина Карякина прошла достаточный курс подготовки, что также позволит ей быть важной единицей в команде. Более того, у девушки высшее журналистское образование, что даст нам возможность общаться с внешним миром, грамотно и на понятном для широкой аудитории языке описывая то, что происходит на нашем корабле.
Кроме того, в будущем бороздить просторы вселенной будут специалисты из различных отраслей (медики, экологи, геологи и другие) и просто туристы. Поэтому в задачи эксперимента SIRIUS-21 также входит оценка возможностей человека, не имеющего профильной инженерной подготовки, его способности находиться в условиях длительной изоляции.
- Какие эмоции вы испытываете в связи с предстоящим - довольно долгим - периодом изоляции?
Конечно есть эмоции, связанные с длительной разлукой с семьей, друзьями и любимой работой, от которой придется отстраниться на довольно ощутимый срок.
Однако, поскольку я участвую в эксперименте в качестве командира экипажа, на остальные переживания и расстройства просто нет времени. Необходимо полностью собраться, сосредоточив все свои знания и умения на предстоящих задачах.
- Почему этот эксперимент так важен? Какую значимость он имеет для России, на международном уровне, для всего человечества?
Данный эксперимент является международным, научным, исследовательским, испытательным. И самое главное, первым в своем роде, дающим возможности в межгендерном, межнациональном составе провести большое количество экспериментов - не меньше, чем можно провести на борту Международной космической станции. Все эти эксперименты представлены ведущими научно-исследовательскими институтами порядка 8-9 стран мира, чтобы иметь возможность в особых условиях отработать те методики, которые в ближайшее 5-10-летие будут использованы при освоении дальнего космоса. Я надеюсь, что наш и последующий эксперименты этой серии будут являться ключевыми при планировании дальнейших космических исследований....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции