О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Успехи и неудачи. Истребитель Dassault Rafale на международном рынке

С конца девяностых годов Франция в лице компании Dassault Aviation продвигала на международном рынке свой новейший истребитель поколения 4+ Rafale

С конца девяностых годов Франция в лице компании Dassault Aviation продвигала на международном рынке свой новейший истребитель поколения 4+ Rafale. В первые годы эта машина неоднократно участвовала в зарубежных тендерах, но ни разу не смогла победить. Ситуация изменилась только в начале прошлого десятилетия, и с тех пор регулярно сообщается о новых заказах.

Коммерческие неудачи

К началу двухтысячных годов "Рафаль" прошел основную часть испытаний, и промышленность готовилась к серийному выпуску такой техники для ВВС и ВМС Франции. Кроме того, начался поиск иностранных заказчиков, и самолет впервые принял участие в зарубежном тендере. Как вскоре оказалось, безуспешно.

Первым зарубежным эксплуатантом Rafale могли стать ВВС Южной Кореи. В тот период они планировали обновление своего истребительного парка, и "Дассо" стала одним из участников соответствующего конкурса. По итогам сравнения зарубежной техники корейские ВВС выбрали американский истребитель F-15K, модернизированный под их требования.

Следующая неудача имела место в 2005 г. Тогда Dassault выдвинула свой истребитель на конкурс NGF вооруженных сил Сингапура. По результатам первого этапа сравнений в финал вышли Rafale и американский F-15SG, доработанный с учетом требований заказчика. Вскоре победителем выбрали машину из США - доработки полностью себя оправдали.

В 2007 г. французские СМИ сообщили о неудачном завершении переговоров по продаже "Рафалей" Марокко. Стороны не сошлись в вопросах финансов и организации, и марокканские ВВС заказали американские самолеты F-16C/D.

Через несколько месяцев Rafale вошел в состав участников нового бразильского тендера. В конце 2008 г. стало известно, что французская машина стала одним из трех финалистов и имеет все шансы на победу. В дальнейшем появлялись разные сообщения о возможных фаворитах конкурса, но французский самолет в таком контексте не фигурировал. При этом из-за разных проблем и задержек победителя выбрали только в 2013 г., им стал шведский JAS 39 E/F.

Параллельно с бразильским конкурсом французские авиастроители участвовали в двух других аналогичных программах. Так, в 2009 г. "Рафаль" предложили Оману. Этот тендер продолжался несколько лет и завершился в 2012-м победой Eurofighter Typhoon. В том же 2009 г. французская техника заинтересовала ВВС Кувейта. В ближайшее время ожидалось подписание контракта, но из-за споров в кувейтском руководстве его перенесли на неопределенный срок. В 2015-м ситуация разрешилась не в пользу Франции. Кувейт приобрел "Тайфуны".

С 2013 г. "Дассо" участвовала в конкурсе по замене истребителей CF-18 в парке ВВС Канады. Заказчику предлагали организацию совместного производства и другие выгодные условия. Однако в 2018 г. французская сторона сняла "Рафаль" с конкурса. Такое решение было связано с чрезмерно жесткими требованиями заказчика и невозможностью их выполнения.

Последний на данный момент проигрыш Rafale тоже относится к 2017-18 гг. Французский самолет участвовал в бельгийском тендере и считался одним из его фаворитов. Однако в конце 2018 г. ВВС Бельгии решили закупать американские истребители F-35A - по причине более высоких тактико-технических характеристик и оперативных возможностей.

Эпоха успехов

В 2007 г. Индия запустила теперь уже легендарный конкурс по выбору среднего многоцелевого истребителя MMRCA. После нескольких лет сравнений, испытаний, споров и т.д., в 2012 г. победителем этого тендера был выбран французский Dassault Rafale - и это была его первая победа в борьбе за иностранный заказ. В ближайшее время ожидалось подписание контракта на 126 самолетов, и обсуждались условия такой сделки.

Однако вскоре переговорный процесс зашел в тупик. Стороны не могли найти взаимовыгодные условия, и следующие несколько лет судьба заказа оставалась под вопросом. Только в 2016 г. появилось твердое соглашение о поставке всего 36 самолетов. Первые "Рафали" отправились в Индию в 2019 г., и к настоящему времени заказ выполнен примерно на треть.

На фоне этих событий с 2011 г. шли более удачные переговоры Франции с Катаром. Вскоре было объявлено о возможности продажи 72 самолетов, но затем объемы контракта сократились до 24 машин. Соглашение подписали в мае 2015 г., а в 2019-м заказчик получил первые самолеты.

Несмотря на длительные и плодотворные переговоры с другими странами, первым иностранным заказчиком Rafale фактически стал Египет. В 2014 г. эта страна инициировала переговоры, и в начале 2015-го появилось твердое соглашение. Уже летом того же года заказчику передали первые из 24 самолетов, взятые из наличия ВВС Франции. В 2016 г. Египет решил реализовать опцион на 12 самолетов, а в мае 2021-го заказал еще 30 машин новой постройки в последней модификации.

С лета прошлого года Франция вела переговоры с Грецией о закупке 18 самолетов актуальной модификации. В начале 2021 г. греческие власти одобрили такую закупку, и в конце января появился контракт. По его условиям, французская сторона передаст 12 самолетов из наличия и построит 6 новых. Первый из них передали в июне, а вскоре стало известно о скором появлении дополнительного соглашения на 6 "Рафалей". Его подписали в сентябре.

Возможные заказы

Прямо сейчас компания "Дассо" участвует в целом ряде иностранных тендеров, каждый из которых потенциально может пополнить ее портфель заказов. Впрочем, наличие серьезной конкуренции в известной мере снижает вероятность положительного исхода.

"Рафаль" претендует на контракты ВВС Испании, Финляндии и Швейцарии. Результаты их конкурсов пока не определены, но французский самолет все еще сохраняет шансы на победу. При этом он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны иностранной техники. Основным его противником становится американский истребитель 5 поколения F-35, имеющий ряд очевидных преимуществ.

К оптимизму располагает ситуация вокруг возможных поставок в ОАЭ. Ранее эта страна провела испытания Rafale и осталась довольной. Сейчас идут переговоры, и подписание контракта остается делом времени. В начале прошлого года интерес к самолетам проявила Индонезия. В этом году такие намерения подтвердили, а в июне Франция получила предложение о закупке 36 истребителей с вооружением. До конца года появится французско-хорватское соглашение на 12 подержанных "Рафалей".

Проблемы и их решение

Рассматривая иностранные тендеры, их ход и итоги, можно понять, почему истребитель Dassault Rafale в течение нескольких лет ни разу не смог победить в конкурсе, а затем приобрел определенную популярность. По всей видимости, в основе этих процессов лежали технические, экономические, политические и другие вопросы.

Практически сразу после выхода на рынок "Рафаль" столкнулся с жесткой конкуренцией и был вынужден противостоять ведущим зарубежным разработкам. В южнокорейском и сингапурском конкурсах это закончилось победой новых модификаций американского F-15, а сейчас главным конкурентом становится F-35 следующего поколения. Соревноваться с американскими производителями достаточно сложно - как по техническим причинам, так и из-за их лоббистских возможностей.

Одновременно с этим французский самолет, при всех своих преимуществах, имел несколько существенных недостатков. Он был чрезмерно дорогим, заявленные характеристики не всегда соответствовали реальным и т.д. Кроме того, заказчиков настораживали затянувшийся процесс разработки и испытаний, а также ограниченные темпы производства и поставок во французские ВВС и ВМС.

Впрочем, Франция и Dassault Aviation со временем смогли справиться с основными проблемами. Так, последовательно разработали несколько проектов модернизации; очередная модификация пойдет в серию в самом ближайшем времени. За счет последовательного обновления удалось избавиться практически от всех недостатков и наладить полноценную эксплуатацию техники в войсках. Кроме того, самолеты успели показать себя в ходе реальных боевых операций.

В последние годы французская сторона использует гибкий подход к формированию условий контрактов - и получает некоторые преимущества. Теперь заказчик может выбрать состав оборудования и вооружения покупаемого самолета. В ряде конкурсов предлагалось организовать производство техники на площадках заказчика.

Интересной и полезной практикой стала продажа самолетов из наличия вооруженных сил Франции. В таком случае заказчик экономит на подержанной технике, а французская армия освобождает место в авиационном парке для Rafale нового производства современных модификаций. По некоторым оценкам, такие процессы являются своеобразным видом кредитования, в котором роль банка достается министерству обороны Франции.

Правильные меры

Таким образом, потерпев несколько неудач на международном рынке вооружений, Франция в лице компании "Дассо" и некоторых государственных структур приняла ряд мер разного рода. Благодаря этому ситуация постепенно выправилась, и теперь, в последние 8-10 лет "Рафаль" регулярно побеждает в иностранных конкурсах и становится предметом новых контрактов. Очередные договоры ожидаются в самое ближайшее время.

Все это показывает, что коммерческий потенциал современного самолета зависит не только от табличных характеристик, полученных в соответствии с требованиями основного заказчика. Существует масса других факторов, которые необходимо учитывать при выходе на международный рынок. Ведущие экспортеры боевой авиационной техники давно поняли это и принимают соответствующие меры. А теперь к ним присоединилась Франция - и готова к успешной борьбе за заказы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка