О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Перспективный турбовинтовой штурмовик Calidus B-350

Сейчас в Объединенных Арабских Эмиратах проходит международный авиасалон Dubai Airshow-2021

Сейчас в Объединенных Арабских Эмиратах проходит международный авиасалон Dubai Airshow-2021. Одной из главных и наиболее интересных новинок этого мероприятия стал перспективный турбовинтовой штурмовик B-350 от эмиратской группы компаний Calidus LLC. От других машин своего класса он отличается увеличенными размерами и массой, благодаря чему может нести значительную боевую нагрузку.

На пути к выставке

Группа Calidus достаточно давно занимается тематикой турбовинтовых штурмовиков. Еще в 2017 г. она представила перспективный самолет B-250, а позже получила первый заказ на серийное производство такой техники. Любопытно, что непосредственная разработка и строительство такого штурмовика осуществлялись бразильской компанией Novaer и ее субподрядчиками, тогда как Calidus LLC выступила в роли инициатора работ, организатора и инвестора. Вероятно, такой подход оправдал себя, и его использовали при разработке следующего проекта.

В конце прошлого года корпоративный журнал чешской компании Charvát Group s.r.o. впервые упомянул проект Calidus B-350 и раскрыл некоторые его подробности. Утверждалось, что это будет многоцелевой учебно-боевой самолет, и его разработка осуществляется при поддержке правительства ОАЭ. Сообщались некоторые особенности конструкции и технические характеристики. Также упоминалось, что Charvát участвует в проекте в качестве разработчика шасси.

Официальная премьера проекта B-350 состоялась 14 ноября, в первый день работы салона Dubai Airshow-2021. В состав статической экспозиции включили полноразмерный макет будущего штурмовика. Все узлы внешней подвески под крылом заняты макетами различного оружия, и еще несколько таких изделий выложили перед самолетом.

Как следует из опубликованных данных, в ближайшее время завершится строительство первого летного прототипа и начнутся его испытания. Чешские авиастроители сообщают, что им заказали три комплекта шасси для опытных самолетов. По условиям контракта, первый должны сдать через 18 мес. после заключения контракта, а два других ожидаются в течение следующих полутора лет. Дата подписания соглашения неизвестна, но, по всей видимости, это было начало или середина 2020 г.

Технические особенности

Согласно предыдущим публикациям, Calidus B-350 является многоцелевым учебно-боевым самолетом. Такая машина действительно может использоваться для подготовки летчиков. Однако технический облик показывает, что самолет, прежде всего, предназначается для нанесения ударов по наземным объектам.

B-350 построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет вытянутый фюзеляж длиной ок. 15 м. В носовой части помещается двигательная установка, а за ней находится тандемная двухместная кабина. Используется низкорасположенное крыло малой стреловидности размахом более 16 м. Конструкция хвостового оперения традиционная, со стабилизатором и одним килем. Шасси разработки Charvát Group имеет носовую стойку и две основные под крылом. Максимальный взлетный вес достигает 9 т.

Как и в случае с предыдущим B-250, планер нового самолета практически полностью выполнен из композитов. За счет этого удалось получить выгодное соотношение прочности и массы. В частности, сэкономленная масса планера позволяет улучшить возможные летные характеристики и нарастить боевую нагрузку.

Штурмовик получил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PW127 мощностью 2600 л.с. с шестилопастным винтом. Расчетные летно-технические характеристики пока не раскрывались.

Самолет должен нести все необходимое пилотажное и связное оборудование в двух кабинах. Вероятно, оснащение кабин отличается: в одной работает летчик, а другая предназначена для оператора. Под днищем подвешивается оптико-электронный "шар" с дневным, ночным и дальномерным каналами. С его помощью экипаж может в любое время суток искать цели и применять управляемое вооружение разных типов.

За счет больших размеров и массы конструкции обеспечивается рост полезной нагрузки и боевых качеств. Под крылом удалось разместить 14 точек подвески. Максимальная нагрузка превышает 3800 кг. Выставочный макет "вооружен" блоками неуправляемых ракет, ракетами "воздух-воздух" и управляемыми бомбами, состоящими на вооружении ВВС ОАЭ. Отдельно демонстрируются держатели с вооружением иных типов.

Таким образом, новейший самолет B-350 значительно крупнее и тяжелее предыдущего B-250, а также выгодно отличается от него повышенным боевым потенциалом. Так, более старый штурмовик имеет крыло размахом 12 м и взлетную массу ок. 6 т. Под крылом и фюзеляжем удалось разместить только семь точек подвески общей грузоподъемностью 1,9 т.

Преимущества и недостатки

Проект B-350 можно считать очередной попыткой создания "противопартизанского" штурмовика, способного эффективно уничтожать наземные цели в условиях локального конфликта. В проекте активно используются современные решения и технологии, что дает заметный рост основных характеристик и повышает боевую эффективность. Впрочем, имеются и явные недостатки.

Главные преимущества нового B-350 связаны с увеличением размеров и общей массы, а также с применением более мощного двигателя. Все это позволяет получить приемлемые летные характеристики, но при этом нарастить боевую нагрузку в весовом и количественном отношении. Соответственно, за один вылет штурмовик может уничтожить большее количество целей, чем другая техника того же класса, включая более старый B-250. Большим плюсом является возможность использования широкой номенклатуры средств поражения, в т.ч. современных управляемых ракет и бомб.

Важнейшим нововведением проекта B-350 следует считать встроенную оптико-электронную станцию. За счет нее резко повышаются возможности по обзору, поиску и поражению целей. При этом использование ОЭС и применение вооружения возлагаются на летчика-оператора, что снижает общую нагрузку на экипаж и тоже положительно сказывается на результатах боевой работы.

Очевидным минусом проектов B-350 и B-250 является композитный планер. При всех своих преимуществах, такая конструкция не соответствует специфике работы штурмовиков. "Самолет поля боя" постоянно подвергается риску поражения или повреждения и может едва ли не из каждого вылета возвращаться с пробоинами. Однако композитные конструкции не отличаются ремонтопригодностью, что затруднит восстановление штурмовиков. Как решается эта проблема - большой вопрос.

Коммерческие перспективы

В целом самолет Calidus B-350 имеет заметные преимущества. Он вполне способен заинтересовать потенциальных заказчиков и обойти конкурентов по тендерам. Однако эта машина еще даже не начинала летные испытания, а кроме того, была впервые показана всего несколько дней назад. Соответственно, будущие покупатели пока только присматриваются к новому штурмовику и ждут, когда его можно будет оценить в полной мере.

Круг потенциальных заказчиков пока не известен, хотя уже имели место любопытные слухи. Так, на профильных ресурсах ранее сообщалось, что группа Calidus подавала заявку на конкурс Armed Overwatch от Командования спецопераций США. В мае заказчик выбрал участников программы, и B-350 не попал в нее. Будут ли снова предлагать этот самолет Пентагону, неизвестно.

В контексте перспектив нового B-350 следует вспомнить успехи более старого B-250. Этот самолет, представленный в 2017 г., в 2019-м впервые стал предметом контракта. ВВС ОАЭ заказали Calidus LLC партию из 24 таких машин. Их производство планировалось наладить на территории ОАЭ, для чего собирались построить новый завод. Впрочем, о запуске предприятия и старте производства пока не сообщалось. Кроме того, пока отсутствуют и другие заказы.

Возможно, и в случае с проектом B-350 стартовым заказчиком станут вооруженные силы ОАЭ. По завершении летных испытаний, которые займут некоторое время, они могут приобрести до нескольких десятков новых самолетов. Возможно, что к этому времени заработает собственный авиазавод, и ему придется осваивать сборку второго типа штурмовиков.

Таким образом, показанный на Dubai Airshow-2021 самолет-штурмовик Calidus B-350 представляет определенный технический интерес и вполне способен привлечь внимание тех или иных заказчиков. Однако контракты следует ожидать только в будущем, а на данный момент главной задачей его создателей является проведение испытаний и доводка конструкции. Без этих мероприятий новый самолет не будет иметь никаких коммерческих перспектив....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка