Опубликовано: 18.11.2021, 15:17
 

Лучшим вертолетчиком России вновь стал хабаровский спасатель

Владислав Тен рассказал, как родилась его любовь к авиации


Капитан Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России Владислав Тен по итогам 2021 года признан лучшим пилотом вертолета в системе министерства по чрезвычайным ситуациям страны. Как напоминает ИА "Хабаровский край сегодня", наши вертолетчики уже неоднократно получали такую высокую оценку коллег.

В 2013 году лучшим пилотом вертолета в система МЧС стал Иван Косарьков. В 2017 летчик Хабаровского авиационно-спасательного центра России Станислав Штинов был признан лауреатом премии Ассоциации вертолетной индустрии "Лучший по профессии". 37-летний Владислав Тен в этом году уже получал высокую награду из рук президента России Владимира Путина за участие в ликвидации пожаров в Якутии, а теперь еще и удостоен звания лучшего пилота вертолета. Нашему корреспонденту Владислав рассказал о том, что привело его в небо и почему страх - спасательный круг.

- Владислав, как вы выбрали профессию летчика. Может быть это семейная традиция?

- Нет, на самом деле в детстве об авиации даже не думал. Тогда как все мальчишки мечтал быть смелым, ловким, потом как сверстники служить в спецназе или что-то подобное. В родне не было ни военных, ни летчиков. Но судьба распорядилась иначе. Отец рано ушел из жизни, а в семье нас было трое мальчишек. Старший брат поступил в медицинский университет, а я пошел учиться в Барнаульскую спецшколу-интернат с первоначальной летной подготовкой. Затем было Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

- Как вы поняли, что небо это ваше призвание?

- До третьего курса у нас не было полетов, поэтому не особо понимал, чего ждать от профессии. Но влюбился в нее с первого полета, когда командир вертолетного звена Александр Литвинов прокатил меня на предельно малой высоте. После этого я захотел научиться так же летать, - вспоминает он. - После окончания училища я распределился на Дальний Восток. Сначала была служба в вертолетном полку Министерства обороны, после четыре года работал в авиалесоохране. В МЧС России пришел в 2014 году, сначала на должность летчика - штурмана, а последние четыре года - командир экипажа вертолетного отряда.

- Владислав, у вас есть опыт службы в разных организациях. Чем отличаются авиаторы МЧС России от своих коллег в других подразделениях?

- От коллег в гражданской или в военной организации авиаторов МЧС России отличает многозадачность. Если у остальных достаточно узкий круг выполняемых заданий, то у нас он более широкий. Любой экипаж может за короткий срок подготовиться на любую задачу - будь то чрезвычайная ситуация в другом регионе Дальнего Востока, перегон воздушного судна через всю страну, на санитарную эвакуацию и транспортировку пострадавших, на тушение природных пожаров и другие.

- Какие качества важны для командира вертолета?

- Важно уметь сплотить людей, чтобы они слушали тебя, выполняли твои указания. За каждый полет бывает немало ситуаций, когда от командира многое зависит, требуется четко действовать. Вся ответственность лежит на тебе. Поэтому командир экипажа не может дать слабину. Важно сохранять холодный рассудок, не поддаваться эмоциям и переживаниям, и выполнять поставленные задачи до конца. А потом, когда полет завершен, можно уже анализировать. Главная задача - в сложных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять ее с наилучшим результатом. Эти качества пригождаются и в обычной жизни, и семья всегда может положиться в трудной ситуации.

- Можете вспомнить свой первый вылет на ЧС?

- Сказать какая была первая ЧС трудно. Как говориться, если ты можешь вспомнить какую-то одну, значит их было не много. А за время службы их уже достаточно произошло. Например, санитарная эвакуация. В памяти какие-то конкретные рейсы, где действительно нужна была твоя помощь. Больше всего запоминаются дети, как у всех. Из наиболее сложных, наверное, можно отметить работу на тушении природных пожаров в Якутии в этом году. Там требовались все навыки, которые я приобрел. И что умели, и те, что отрабатывали на тренировках.

- Как раз за работу на этих пожарах вы поучили государственную награду из рук президента России. Волнительно было?

- Конечно. Волнительное событие. И не сразу это понимаешь, позже, когда это уже произошло, переосмысливаешь какие-то моменты. Когда дочка говорит, что ты на экране и стоишь рядом с главой государства, и спрашивает: "Ты понимаешь, что был рядом с ним, жал руку?". Конечно, вспоминаешь, это очень волнительно.

- Насколько было сложно на пожарах в Якутии? Ведь не впервые приходилось работать на тушении огня в этом регионе.

- В этом году основной фактор, не только для авиации МЧС России, а для всех кто там работал - это задымленность и ограниченная видимость. 70-80% всех вылетов - это были полеты в условиях ограниченной видимости. Если в каких-то ЧС задымление волнами было, то здесь такая обстановка каждый день. Это стало уже как норма, все время в дымах. Сложность таких полетов в том, что ты не видишь постоянного естественного горизонта и ориентируешься по приборам. От этого быстрее устаешь.

Задачи сложные: переброски, с внешней подвеской работаешь. При обычных то условиях такие задачи выполнять сложно, а когда у тебя ограниченная видимость, еще труднее. В Якутии в командировке я находился месяц. И практически все время мы работали на ликвидации пожаров на территории заповедника "Ленские столбы". Причем это в основном были не сбросы воды, а передислокация группировки к кромкам пожаров. Местность там холмистая, лес до 30-40 метров ввысь. Естественных площадок для посадки вертолета не было. Поэтому сначала приходилось с помощью спусковых устройств высаживать десант, они готовили площадку, а потом доставлять остальных людей и имущество с берегов Лены на эти площадки на кромки пожаров. За четыре года в авиалесоохране с тем, что требовалось выпиливать площадки для воздушного судна, сталкивались, может несколько раз. А здесь это было практически в 90% случаев. Кроме этого приходилось доставлять воду на эти площадки, так как ее там не было.

- Есть для вас какие-то полеты, которые наиболее сложные в выполнении?

- Если говорить об условиях, то география работы авиационно-спасательного центра большая - весь Дальний Восток. Много, где приходилось быть. В Якутске, например, зимой ограниченная видимость из-за холодов. На Сахалине - быстрая смена погоды. Можно улететь и будут простые метеоусловия, а прилететь и аэродром быстро накроет. Если говорить о сложности, то мы постоянно тренируемся, в том числе в темное время суток, выполняем различные целевые полеты. Поэтому к нам и обращаются зачастую, например, из центра медицины катастроф, когда требуется срочная эвакуация по жизненным показаниям, а другие авиакомпании не готовы выполнять эти полеты. И неважно выходной это день, ночь, сложная метеообстановка. Мы постоянно тренируемся и готовы к выполнению таких задач.

- А бывает чувство страха, тревоги при выполнении полетов?

- Конечно. Каждый полет - это что-то новое. И хоть есть уже опыт, но все равно какие-то ситуации ты переосмысливаешь, дорабатываешь. И наш страх - это наш спасательный круг. Если его правильно направить, то он, наоборот, помогает более сфокусировано задачу выполнять. При этом авиация - это такая сфера, в которой нестандартные решения влияют на безопасность полетов. Поэтому импровизации здесь практически нет, в авиации все отработано, описано и следует четко следовать всем действиям.

- А есть увлечения кроме работы?

- Мое основное увлечение - это спорт. Люблю поддерживать себя в хорошей физической форме. До авиации занимался боксом, потом был рукопашный бой. Сейчас нет каких-то конкретных предпочтений, поэтому главное - быть в хорошей форме. А оставшееся время стараюсь посвящать детям, семье. У нас не так много ведь свободного времени (у Владислава с супругой двое детей - дочка учится во втором классе, а сыну три года).

- Родные, как вы думаете, будут рады вашей победе в конкурсе?

- Конечно. Они меня поддерживают, и будут радоваться за меня, за мои достижения. И супруга, и мама, и братья. Да все в той или иной степени. Супруге порой не просто приходится в силу моей профессии. Командировок у нас не больше, чем у представителей других профессий, но бывает так, что на сборы тебе дается полчаса, а потом ты уже через три часа оказался в Якутии и неизвестно когда вернешься.

- А что для вас ценно в профессии, чье мнение?

- Для меня всегда важна оценка от профессионалов, коллег, и это, наверное, более ценно и значимо. Когда, например, решают, кому поручить тот ли иной вылет, порой сложный, и выбирают тебя, потому что знают, что ты справишься с этой задачей.

- Часто приходится слышать слова благодарности?

- Да, благодарят и много кто. Мы работаем в таких ситуациях, когда людям требуется помощь. Но ты никогда особо не ждешь этих слов. Ты просто выполняешь свою работу - работу, которая тебе нравится.

- Чтобы вы посоветовали тому, кто только собирается выбрать профессию авиатора?

- Совет такой, если идти в авиацию, и тем более в авиацию МЧС России - то надо отдаваться этому делу на все сто процентов. Любить это дело, и тогда будет отдача, обеспечение, признание. Как говорят, человек счастливый тот, кто идет на работу с удовольствием и возвращается с нее с удовольствием. Я вообще не считаю, что это работа. Есть какие-то сложности как в любой работе, но для меня служба в авиации, авиации МЧС России - это как призвание, работа, которую ты любишь. Летаешь на вертолете, помогаешь людям. Это как хобби, за которое тебе еще и платят.

СПРАВКА:

Экипаж вертолета Ми-8 под руководством Владислава Тена в Республике Саха (Якутия) выполнил 172 вылета. Общее время, проведенное в небе, - более 92 часов. За день они совершали порой до 18 вылетов. На очаги огня с применением водосливного устройства было слито 105 тонн воды. При тушении пожаров на территории уникального национального парка "Ленские столбы" Ми-8 выполнял переброску сил и средств. С помощью вертолета было перевезено 453 человека, около 10 тонн груза. Беспарашютным способом было выполнено 222 спуска. Экипаж также участвовал в тушении пожаров у села Кылайы. Капитан В. Тен за участие в ликвидации последствий природных пожаров был удостоен медали Нестерова.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 ноября 2021 года | Дайджест публикаций за 18 ноября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Хабаровский край сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости