АО "Авиасалон"
22 ноября 2021, 11:50
"Аэродромическая машина" Ломоносова как предвестник современных дронов
19 ноября 1711 года родился Михаил Ломоносов - самобытный русский гений, энциклопедист с исключительно широкими научными интересами, первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения
Если первым историческим документом, связанным с идеей создания вертолета, является рисунок Леонардо да Винчи, выполненный в 1475 году, то первую действующую модель-прообраз вертолета создал Михаил Ломоносов в 1754 году. Не зная о догадке гения Возрождения, М. Ломоносов придумал и построил свою машину задолго до того, как в архивах Миланской библиотеки в средине XIX века были найдены рукописи Леонардо, в которых имелся рисунок летательного аппарата с вращающимся спиральным винтом, создающим подъемную силу.
Знаменитая работа М. Ломоносова "Размышления об упругой силе воздуха" содержала подробное учение о строении воздуха на основе кинетической теории газов. Ученого интересовали метеонаблюдения, в том числе измерения с помощью физических приборов параметров атмосферы на различных высотах. Идея использовать летательный аппарат тяжелее воздуха для доставки регистрирующих приборов в верхние слои атмосферы пришла М. Ломоносову в контексте размышлений о том, как можно исследовать свойства воздушного океана, находясь на его дне. С этой целью он построил и испытал свою удивительную "аэродромическую машину". Ее принцип действия заключался в следующем: два воздушных винта приводились в движение часовой пружиной, помещенной в коробку. Машина должна была за счет вращения винтов "отбрасывать воздух вниз", отчего сама должна была "подниматься в верхние слои воздуха" и поднимать вверх "термометры и другие малые инструменты метеорологические", как следует из протокола академического собрания 4 марта 1754 года.
Модель, придуманная М. Ломоносовым, не просто заключала в себе прообразы всех основных элементов современного вертолета - несущие винты, источник мощности для их вращения, силовую передачу и корпус. Она позволила ученому впервые в мире рассмотреть влияние относительного расположения несущих винтов на подъемную силу и предсказать необходимость повышения мощности пружинного механизма и уменьшения массы конструкции для того, чтобы машина смогла не только сама подниматься над землей, но и поднимать в высоту термометры и другие приборы для регистрации параметров воздуха.
Но и это еще не все. Именно М. Ломоносов первым установил наличие реактивного крутящего момента, возникающего при вращении воздушного винта. Он догадался, что винт, создающий подъемную силу, вместе с тем закручивает корпус машины в направлении, противоположном вращению несущего винта. Более того, он предложил нейтрализовать этот "паразитный" крутящий момент вторым винтом, вращающимся в противоположном направлении. Это всего лишь один из примеров того, как гениальный ум М. Ломоносова сделал его не только первопроходцем в целом ряде отраслей знания, но и позволил предвосхитить их дальнейшее развитие. Заметим, кстати, что чудесная "аэродромическая машина" М. Ломоносова стала не только предшественницей современных вертолетов, но и по совместительству - прообразом беспилотного дрона. "Взмах крыльев" гениев не знает границ!
Биография молодой российской науки фактически началась с "университета всея Руси" - обширной тематики работ Михаила Ломоносова - и была продолжена исследованиями и открытиями целой плеяды выдающихся отечественных ученых с мировым именем, с которыми была связана история дальнейшего развития вузовской науки в России. С тех пор многое изменилось, и в науке давно уже "один в поле не воин". Тем более, когда речь идет об авиастроении - одной из наиболее науко- и капиталоемких отраслей, стратегическое развитие которой требует безусловного содействия государства. Именно в таком контексте значение авиасалона МАКС трудно переоценить: он является площадкой, на которой отечественная авиационно-космическая промышленность представляет обществу свои достижения, заявляет о горизонтах научных исследований на годы вперед, дает пищу для размышления инвестиционным компаниям и привлекает внимание государства к проблемам долгосрочного развития отрасли.
Экспозиции ведущих российских аэрокосмических вузов в разделе Future Hub на МАКС ставят своей целью продвижение научных идей и перспективных разработок начинающих специалистов. Научные школы ведущих отраслевых НИИ представляют на салоне проекты, формирующие вектор развития аэрокосмической техники на ближайшие десятилетия. Научно-производственные компании демонстрируют продукты, полученные в результате процесса, пройденного от научных открытий до технологий серийного производства. Так размышление рождает знание, которое, в свою очередь, воплощается в новых продуктах и технологиях.
Точно также, как в свое время размышления М. Ломоносова об упругой силе воздуха привели его к созданию прообраза современных вертолетов, так и сегодня размышления молодых ученых могут создать новое знание о летательных аппаратах будущего....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции