Опубликовано: 22.11.2021, 12:20
 

Цифровая трансформация качества


[image]

Традиционно в ноябре во многих странах отмечается Всемирный день качества. Ежегодно все мероприятия, приуроченные к этому событию, посвящены определенной теме. В 2021 году девиз звучит так: "Качество позволит взять новые рубежи".

В наши дни покорение любых рубежей невозможно без цифровизации, в том числе и в сфере контроля качества. В течение последних лет развитием и внедрением цифровых решений активно занимается "РТ-Техприемка" - центр компетенций системы управления качеством Госкорпорации Ростех. Рассказываем об инновационных проектах в области контроля качества: как "машинное зрение" и искусственный интеллект помогают бороться с контрафактом и дефектной продукцией.

"Качество 4.0": новая концепция для "цифровой фабрики"

Всемирный день качества отмечается во второй четверг ноября с 1989 года. Во многих странах в эти ноябрьские дни проводятся различные мероприятия и акции с целью привлечения внимания к проблемам качества. В современных условиях качество является ключом к успеху в деятельности не только отдельного предприятия, но и отрасли, и, конечно, страны в целом. Государственная политика Российской Федерации направлена на развитие высокотехнологичных отраслей, создание новейшей продукции, отвечающей мировым стандартам качества. Ростех успешно реализует данную концепцию, а производство современной качественной продукции является одной из ключевых задач, стоящих перед Госкорпорацией.

В этом году в рамках комплекса мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню качества, Ростех проводит конференцию "Содействие развитию систем управления качеством организаций ОПК", организатором которой выступает АО "РТ-Техприемка". Мероприятие, которое состоится 24-26 ноября в Сочи, соберет на одной площадке ведущих экспертов в области систем управления качеством, представителей власти, а также холдинговых компаний Госкорпорации. Это отличная возможность для организаций Ростеха обменяться лучшими практиками и рассказать о первостепенных задачах в данной сфере. Их решение связано с внедрением современных технологий, модернизацией производственных мощностей, подготовкой кадров, а также с переходом на совершенно новый этап развития в области контроля качества, так называемое "цифровое качество" или "Качество 4.0".

Такой термин получили требования к управлению качеством для "Индустрии 4.0" ("цифровой фабрики"). Сегодня "Качество 4.0" активно внедряется и разрабатывается специалистами "РТ-Техприемки". "Данная концепция подразумевает, что профессионалы в области качества управляют своим процессом с помощью доступных сегодня цифровых инструментов, а также выстраивают жизненно важные связи между процессами качества и общей стратегией трансформации и цифровизации компании для повышения эффективности организации в целом. Эксперты качества должны перестать быть ревизорами и превратиться в архитекторов процесса", - отметил генеральный директор АО "РТ-Техприемка" Владлен Шорин.

"Цифровая техприемка": контроль качества в онлайн-режиме

Цифровые технологии могут помочь улучшить качество различными способами. В первую очередь, это сбор данных в режиме реального времени, а также их аналитика для прогнозирования проблем. Поэтому одним из первых проектов "РТ-Техприемки" в области цифровизации контроля качества стала автоматизированная информационная система онлайн-мониторинга качества продукции - "Цифровая техприемка".

Сегодня "Цифровая техприемка" работает на более сорока техприемках, включая центральный офис компании. В программе ведется учет и контроль всех производственных и управленческих процессов. Благодаря этой системе работа всех сотрудников осуществляется в единой информационной среде без формирования вручную регулярных отчетов, существенно экономя время и повышая эффективность деятельности.

Информационная среда позволяет собирать данные в одном формате от более 200 предприятий, фиксируя огромный объем данных. Это позволяет не только аккумулировать, но и анализировать большое количество данных о контроле за технологическими процессами и вести более глубокий контроль над ними, повышая качество выпускаемой продукции на предприятиях. В ближайшее время "РТ-Техприемка" планирует разработать дополнительные модули в системе, а также усовершенствовать персональные настройки для пользователей.

Контрольная "цифра" в авиапроме: против контрафакта и дефектов

Изначально техприемка создавалась для авиастроения, но сегодня ее сфера расширилась - представители "РТ-Техприемки" работают на предприятиях различных отраслей. В каждой из них существует своя специфика, при этом в авиапроме требуется особый контроль. Даже единичный случай попадания контрафактной продукции на производство авиатехники, или возможный дефект продукции, может привести к очень серьезным последствиям.

Для борьбы с поставками контрафактной и неаутентичной продукции на авиационных предприятиях "РТ-Техприемка" запустила систему электронной прослеживаемости продукции. Она позволяет заводу-изготовителю получить на каждое изделие его полное "досье" - когда и кем оно было изготовлено, как хранилось, транспортировалось и кому было отгружено.

Найти мельчайшие дефекты с точностью до 300 мкм помогает другой проект - "Машинное зрение". Как известно, в крупносерийном автоматизированном процессе ручная проверка качества требует больших затрат и времени. Так называемый выборочный контроль, то есть определение качества всей производственной партии путем анализа небольшой части продукции, уже далек от современных стандартов качества. Здесь необходимо так называемое "компьютерное зрение", которое способно свести к минимуму человеческий фактор.

Проект "Машинное зрение" родился как техническое решение проблемы качества холоднокатанной стали ВНС-9-Ш, которая используется в авиационной технике. Она применяется для изготовления компонентов несущей системы российских вертолетов, в том числе ударных Ка-52 "Аллигатор" и Ми-28 "Ночной охотник". Готовые стальные листы размещаются на платформе устройства и анализируются видеокамерами. Программно-аппаратный комплекс на основе искусственного интеллекта и нейросетевых технологий выявляет дефекты изделия, в том числе царапины и трещины, и классифицирует продукцию.

Автоматизированная система мониторинга качества продукции, электронная система прослеживаемости, "Машинное зрение" - это лишь некоторые из цифровых проектов "РТ-Техприемки", которые уже внедрены на практике. На этом компания не останавливается и продолжает активно работать над поиском новых решений для повышения стандартов качества продукции Госкорпорации и промышленности страны в целом.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «Госкорпорация Ростех» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 22 ноября 2021 года | Дайджест публикаций за 22 ноября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.