О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Румынский след китайского истребителя

Развитие китайской авиастроительной отрасли представляет собой череду разного рода заимствований у более развитых государств - преимущественно СССР и России

Развитие китайской авиастроительной отрасли представляет собой череду разного рода заимствований у более развитых государств - преимущественно СССР и России. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в любом новом китайском самолете сразу же ищут черты чего-то уже знакомого.

Точно также произошло с истребителем JF-17/ FC-1 Xiaolong, который был разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Фактически это было продолжение работ, которые были начаты совместно с американской фирмой Grumman в рамках проекта "Супер-7". По утверждению китайских специалистов, боевые возможности самолета должны были приблизиться к возможностям американского истребителя F-16A, однако сотрудничество, которые было только налажено в 1988 году быстро было свернуто после событий на площаде Тяньаньмэнь в 1989 году.

Считается, что в 1991 году в проект вошли российские специалисты, которые якобы в доводке использовали наработки по легкому фронтовому истребителю "Проект 33", создававшемуся в 1980-х годах в качестве поддержке для МиГ-29, но так не доведенному "до ума".

Однако при ближайшем рассмотрении вероятней всего китайцы использовали материалы, полученные гораздо ранее - при работе по румынскому истребителю IAR-95, а вся роль российских специалистов свелась к адаптации проекта для установки двигателя РД-93, являющийся модификацией "климовского" РД-ЗЗ. Кстати, точно также китайцы использовали россиян в проекте J-10 с установкой двигателя АЛ-31ФН.

"Родовые особенности" с румынским проектом хорошо заметно, особенно если сравнить раннюю модель IAR-95, предназначенную для продувки в аэродинамической трубе с ранним JF-17 / FC-1. В ней гораздо больше общего, чем с любой известной прорисовкой советского истребителя "Проект 33".

А история румынско-китайского сотрудничества такова. В конце 1970-х годов Румыния задумалась над заменой советских истребителей МиГ-21 и МиГ-23 и решила создать собственный самолет. Под руководством инженера Думитру Бадеа был запущен проект под названием IAR 95 Spey. Самолет был проработан под двигатель с тягой в 91 кН, однако таких двигателей в распоряжении румынских инженеров не было и в 1981 году проект закрыли.

Программа была возобновлена в начале 1980-х годов, и на этот раз под руководством другого конструктора - Константина Рошки из INCAS Румыния. Проект был переработан и переименован в IAR 95ME. Эта конструкция уже разрабатывалась под конкретный двигатель - китайский WS-9, который по сути являлся лицензионным (приобретена в 1975 году) британским Spey Mk202 компании Rolls-Royce. Стоит сказать, что этот двигатель был разработан на основе коммерческого Spey MK511 и устанавливался на британских истребителях F4 Phantom. Соединенные Штаты также импортировали двигатель и использовали его на штурмовиках A7 "Корсар" II.

Во втором проекте длина самолета увеличилась на 10%, достигнув 16 метров. Однако китайская промышленность с большим трудом осваивала серийное производства и тогда румынские конструкторы переработали проект под установку советского двигателя Р-29-300 с МиГ-23. Бухарест надеялся, что ему будет передана лицензия на его производство, однако Москва довольно таки ожидаемо отказалась.

В итоге в 1988 (по другим данным еще раньше - в 1985) году по финансовым причинам вся программа была окончательно отменена. Макет макета IAR 95ME до сих пор хранится в вестибюле INCAS Румыния.

При этом очевидно, что какая-то часть документации по проекту поехала в Поднебесную. Отметим, что первоначально Spey предназначался для использования в качестве самолета для завоевания превосходства в воздухе с второстепенной ролью для наземных атак. И еще - это была полностью румынская конструкция, не основанная на каком-либо иностранном самолете. Максимальная скорость должна была чуть менее 2 Маха, а дальность полета - 3765 км. Предполагалось четыре подкрыльевые узла подвески, при этом большая часть подвесного вооружения, вероятно, было либо советского производства, либо созданная с советской помощью.

После закрытия проекта Румыния рассматривала совместную программу с Югославией, но последняя отказалась, поскольку Югославия разрабатывала собственный сверхзвуковой истребитель 4-го поколения - Yu Supersonic или NA Novi Avion.

Ныне китайско-пакистанский истребитель JF-17 Thunder (а в 1998 году после санкций со стороні США Исламабад решил присоединиться к амбициозному китайскому проекту и понести половину затрат, оценивавшихся тогда примерно в $150 млн) с российским двигателем (в 2007 и 2010 годах АО "Рособоронэкспорт" заключило контракты на поставку в КНР суммарно 250 двигателей РД-93 (с опционом еще на 400) с правом их реэкспорта в Пакистан) состоит на вооружении ВВС Пакистана (85, по состоянию на 2018 год), Мьянмы (16) и Нигерии (3, поставки завершены осенью 2020 года).

Интересно отметить, что в апреле 2020 года делегация Воздушных Сил Украины во главе с генерал-полковником Сергеем Дроздовым посетила производственные мощности пакистанской компании Pakistan Aeronautical Complex (PAC), положив начало спекуляциям о том, что Киев рассматривает возможность закупки изготавливаемых здесь самолетов JF-17. Кроме того, этот истребитель какое-то время назад планировал принять на вооружение Азербайджан, причем время от времени информация о покупке 24 машин фигурирует в СМИ со ссылкой на различные официальные лица в военном и политическом ведомстве страны.

В сентябре 2021 года издание UK Defence Journal сообщило своим читателям, что парламент Аргентины согласовал проект бюджета на 2022 год, в который включено приобретение 12 истребителей JF-17A Block III. Расходы на закупку новых истребителей у Пакистана оценены в $664 млн.

Тогда же стало известно, что Ирак планирует купить 12 истребителей JF-17A Block III, при этом официальный контракт должен был подписан в Исламабаде в октябре 2021 года. Интересно, что сумма контракта полностью совпадает с аргентинским....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка