О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Генерал-майор Попов: в России может появиться ударное звено из пилотируемых и беспилотных истребителей

Показ беспилотной вариации истребителя Су-75, частично управляемой искусственным интеллектом, взбудоражил мировую общественность

Показ беспилотной вариации истребителя Су-75, частично управляемой искусственным интеллектом, взбудоражил мировую общественность. О возможной концепции использования разных модификаций самолета рассказал заслуженный военный летчик России Владимир Попов.

Искусственный интеллект (ИИ) сочетает в себе науку и инженерию, которые занимаются конструированием боевых машин на основе компьютерных программ, способных имитировать модель разумного поведения. Вопрос о рациональном использовании достижений научно-технического прогресса не раз поднимался в широких академических военных кругах.

В беседе с "ПолитЭкспертом" заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама", заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов изложил свои мысли об использовании ИИ в современной российской авиации. Все новые отечественные разработки, в которые будет внедрен элемент ИИ, смогут работать как автономно, так и в качестве дистанционно управляемого ведомого, уверен он.

"Используя высокую степень автоматизации процессов управления навигационных систем комплексно и интегрально, мы получаем возможность более интенсивно использовать искусственный интеллект. У нас есть наработки беспилотников С-70 "Охотник", самолета, который сегодня выпускает Новосибирский авиационный завод имени Чкалова. Мы отработали его в начале этого года, большой комплекс испытаний провели совместных с использованием пилотируемых самолетов Су-30СМ и Су-57", - отметил авиаэксперт.

По предположениям Попова, на доктринальном уровне в России будет закреплено положение о том, что в нашем арсенале будут две-три модели пилотируемых машин и три-четыре - беспилотных:

"Они (беспилотники. - Прим. ред.) будут летать в сопровождении летчиков. У одного пилота будет в звене еще несколько воздушных судов. Это выгодно. Любой ИИ в ближайшие 10-30 лет не достигнет такого уровня, как человеческие способности хорошо натренированного летчика. Он пока еще более оперативно может решения какие-то принять".

Одновременно не стоит нивелировать способности автоматизации процесса с использованием искусственного интеллекта, полагает заслуженный летчик.

"Хотя сравнить с машиной, конечно, нельзя. У нее будут возможности шире. В нее можно заложить тысячи и тысячи программ, приемов тактических и способов атак, а у человека в этом плане ограниченные возможности. Гибкость мыслительной деятельности человека оказывается выше, чем у ИИ, хотя и это сейчас приближается один к одному почти".

Немалых успехов в этом направлении добились и заокеанские авиаконструкторы, уверен собеседник. Так, систему управления самолетов F-22 Raptor и F-35 Lightning II принято считать гибридной. Это означает, что пилоту совладать с истребителем помогает виртуальный ассистент. Подобные наработки активно эксплуатируются сейчас и в России:

"Мы по этому пути идем сегодня и говорим, что у нас автоматизированы системы управления на самолетах 4, 4+, 4++ и тем более пятого поколения. То есть летчик там уже контролирует, а система управляет, облегчает его труд, внимание его концентрирует только на особо важных моментах".

Ранее заслуженный летчик России Владимир Попов рассказал о новейшем тактическом истребителе Су-75, который обладает всего одним двигателем, что сильно выделяет его на фоне остальных представителей российских ВКС. Такой подход обладает рядом важных преимуществ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Политэксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка