О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия вернулась в мировой клуб разработчиков авиационных двигателей

Продолжается подведение итогов прошедшего авиасалона Dubai Airshow 2021

Продолжается подведение итогов прошедшего авиасалона Dubai Airshow 2021. Как известно, наша страна показала на нем сразу несколько новинок. В центре внимания был прототип легкого истребителя пятого поколения Су-75 Chekmate. Машина интересная и, возможно, перспективная, но все-таки прототипная. А вот наш реальный прорыв как-то остался в тени. Речь о среднемагистральном пассажирском самолете МС-21-310.

Этот лайнер в первый же день открытия авиасалона Dubai Airshow 2021 - в воскресенье 14 ноября - принял участие в летной программе. И поднимался в воздух каждый день, демонстрируя прекрасные летные характеристики, которые стали возможны только благодаря двигателю ПД-14. Объективно именно этот мотор стал главной сенсацией Dubai Airshow 2021. И вот почему.

Создавать современные газотурбинные авиадвигатели могут себе позволить далеко не все развитые страны. Советский Союз такую возможность имел. После развала СССР авиационное двигателестроение пришло в упадок. Правда, для военной авиации мы что-то еще делали и делаем.

Но надо сказать, что авиамоторы для истребителей и бомбардировщиков, как ни странно, сделать проще, чем для гражданских самолетов. Во-первых, для боевой машины не столь критичны экономичность и низкая конечная стоимость продукта, как для мирной техники. Во-вторых, ресурс современных турбореактивных гражданских двигателей и их надежность должны быть гораздо выше, чем у аналогов военного назначения. Особенно если двигатель проходится сертифицировать под международные требования, к примеру, Европейского агентства по безопасности полетов.

Подавляющее большинство современных двухконтурных турбореактивных двигателей в России уходят своими корнями в советское прошлое. Единственным турбореактивным двухконтурным авиадвигателем, разработанным для гражданского сектора в России с чистого листа, стал именно ПД-14. Техзадание на мотор пермские моторостроители получили в конце 2007 года, а спустя 11 лет Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) заключила контракт на производство ПД-14 для лайнера МС-21. И это означало, что Россия возвращается на мировой рынок самых высоких авиационных технологий.

В рамках работы над этим двигателем Всероссийский институт авиационных материалов разработал для внедрения в ПД-14 двадцать новых материалов. Практически с нуля были созданы 16 новых критических технологий, которые, как уверены специалисты, в будущем станут основой производства новых авиамоторов. В частности, на турбинах высокого давления стоят монокристаллические лопатки, способные работать при температурах, превышающих 1700 градусов. И что немаловажно, все комплектующие - российские.

Планируется, что ПД-14 станет головным двигателем целого семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей поколения 5 и 5+ с тягой от 9 до 18 тонн. Сообщается, что Центр аддитивных технологий госкорпорации Ростех уже приступил к серийной 3D-печати деталей для ПД-14. До 2024 года планируется изготовить не менее двух тысяч элементов топливной системы двигателя.

Благодаря промышленной 3D-печати возможно сократить срок изготовления отдельных комплектующих с шести месяцев до трех недель. Кроме того, комплектующие, изготовленные аддитивным способом, отличаются меньшей массой при сохранении функциональных свойств. Это позволяет повысить полезную нагрузку и улучшить другие характеристики воздушных судов.

В ОДК также ведутся работы по созданию мощного двигателя ПД-35 с тягой на взлете от 20 до 50 тонн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка