О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Легенда советской истории: самый большой в мире вертолет В-12

Это был самый грузоподъемный вертолет в истории мировой авиации

Это был самый грузоподъемный вертолет в истории мировой авиации. Американцы верили, что он создан для секретной переброски баллистических ракет. Однако в итоге проект самого тяжелого в мире вертолета с грузоподъемностью 30 тонн был закрыт менее чем через 10 лет после первого полета гиганта.

Франкенштейн в мире авиации: разработка В-12 М.Миля

В разгар Холодной войны в СССР началась разработка нового большого вертолета для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет, по крайне мере в этом были уверена в США. На тот момент на вооружении советской армии уже были мощные и довольно большие вертолеты, в их числе Ми-6, поэтому новая концепция не была полной неожиданностью. Новый транспортник должен был стать чем-то вроде американского Боинг СН-47 "Чинук", который поступил в арсенал армии США в 1962 году.

Но то, что в итоге предложил конструктор Михаил Миль, было настоящим монстром, затмившим абсолютно все вертолеты, которые и сейчас используются в мире. Прототип машины, которая могла бы стать Ми-12, в итоге получила имя В-12.

Детали проекта летающего монстра

Благодаря своей поперечной конфигурации В-12 не нуждался в хвостовом винте, а на каждом крыле обратного сужения размещался несущий винт вертолета. Да, их было два. Оба винта вращались в противоположных направлениях, обеспечивая стабильность вертолета и балансируя реактивный крутящий момент. Большой хвост от самолета существенно повышал маневренность В-12 на высоких скоростях, а еще у него был просто невероятных размеров грузовой отсек. В нем легко можно было перевозить грузовики и танки, солдат и всевозможные припасы. При желании В-12 легко могли превратить в гражданский вертолет, его пассажировместимость составляла 196 человек, плюс 10 человек экипажа. Но он был создан для других задач.

Предполагалось, что военные самолеты будут доставлять боеголовки на самые отдаленные аэродромы, а уже оттуда силами В-12 они будут переправляться на тайные базы в бескрайних российских таежных лесах. Если бы ракеты бесследно исчезали в сибирской глуши так, что американцы бы не имели понятия о том, где находится советский арсенал баллистических ракет, то это бы вызвало немалую панику в командовании США.

Первый свой полет В-12 совершил в июле 1968 года, его четыре газотурбиновых двигателя имели совокупную мощность 26000 л.с.

Первое появление Гиганта Гомера

Второй прототип В-12 впервые поднялся в воздух лишь в 1973 году, до этого он целый год ожидал поступления новых экспериментальных двигателей. Но уже в 1971 году состоялась демонстрация первого прототипа В-12 на Парижском авиасалоне, где он установил несколько рекордов, в том числе по грузоподъемности - 44 тонны. В НАТО этого гиганта тут же прозвали Гомером. Изначально новая разработка казалась очень многообещающей, все говорило о том, что ОКБ Миля создало потрясающую машину, но, оказалось, что не все так радужно.

Во-первых, прототип слишком долго ждал своего первого полета - он был задуман еще в 1959 году, а впервые поднялся в воздух лишь в 1968. Не обошлось без ряда проблем с летными характеристиками. Но по большей части они были устранены. А во-вторых, и это главное, военная карьера вертолета так и не успела начаться, поскольку в нем просто исчезла необходимость. Американские спутники-шпионы кружили на орбите земли и могли делать снимки военных объектов СССР с гораздо большей эффективностью, чем самолет разведчик. Так что планы секретной переброски ракет на таежные базы провалились бы. К тому же в 70-е годы в СССР уже выпускались настолько "миниатюрные" ракеты, что их легко и незаметно можно было транспортировать куда угодно на грузовиках.

Завершение грандиозного проекта

В 1974 Советский союз окончательно закрыл проект вертолетов В-12, позднее был разработан Ми-26, который больше соответствовал текущим нуждам СССР. Проект В-12 не канул в небытие, оба прототипа до сих пор целы, причем первый служит музейным экспонатом на территории Московского вертолетного завода. Этот вертолет до сих пор считается самым большим и грузоподъемным из всех, что когда-либо создавались, и служит напоминанием о мощи Советского союза....
Авторские права на данный материал принадлежат «110 км». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка